Ритейлеры допустили отказ от участия в системе быстрых платежей (СБП). Их недовольство вызвал тарифный коридор за услугу через QR-коды в размере в 0,2–0,7% от суммы покупок. Система должна начать тестироваться этим летом и предполагает участие на первом этапе 12 банков. Она предусматривает возможность переводов физических лиц в адрес юридических. Сейчас же в СБП можно переводить деньги между физлицами.
Ритейлеры опасаются, что банки, продавившие такую форму оплаты, будут требовать максимальную комиссию. Об этом сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на письмо Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) к главе Центробанка РФ Эльвире Набиуллиной.
Не так посчитали
В профессиональных ассоциациях заявили, что уже тестируют новую систему оплаты с банками, но предупреждают о том, что изначально ЦБ говорил о тарифе в 0,3–0,4%.
Ритейлеры опасаются применения банками верхней границы тарифа, так как ранее некоторые финансовые организации вообще называли справедливыми ставки в 1–1,5%, считают в АКИТ и АКОРТ.
Подключение QR-кодов к системе всех 11 системно значимых банков ожидается к 1 октября.
Платежи в магазинах через QR-код проходят с банковского счета на банковский счет без использования платежных систем (Visa, Mastercard, «Мир» и других). Для того, чтобы расплатиться за покупку QR-кодом, нужно будет зайти в мобильное приложение банка, выбрать оплату с помощью QR-кода и просканировать его на кассе магазина.
Ранее ЦБ назвал варианты комиссии за оплату через QR-код. В мае зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила, что тариф в 0,4% будет для магазинов «абсолютным счастьем» по сравнению с тем, что они платят на данный момент за эквайринг — 1,5–2,5%. Позднее Скоробогатова сообщила, что регулятор ищет вариант, который устроил бы всех: банки, магазины и покупателей. Она считает, что комиссия за пользование кодом на уровне от 0,2 до 0,7% будет работать на пользу всех участников системы. Ранее Скоробогатова заявляла, что система быстрых платежей дает возможность уйти от зависимости по карточным платежам от международных платежных систем и «их грабительских тарифов».
Согласно словам представителя ЦБ, банк уже общался «участниками рынка, затронутыми в процессе, и выработал компромиссное решение». Также Банк России планирует изучить письмо АКРОТ после его получения.
Мнение банковского сообщества — снижение тарифов ниже 0,2–0,7% — нереалистично.
При таком тарифном коридоре банки не смогут начислять своим клиентам кешбэк и бонусы на прежнем уровне.
В «М.Видео-Эльдорадо» изданию заявили, что скоро запустят пилот системы быстрых платежей и при расчетах ориентировались на максимальный тариф в 0,3–0,4%. В свою очередь, вице-президент по цифровым финансовым сервисам Ozon Никита Сайгутин заявил, что компания ждет, что СБП будут содержать те тарифы, о которых говорилось изначально.
По словам эксперта Академии управления финансами и инвестициями Геннадия Николаева, в совокупности с тарифами банков конечный тариф для ритейла на эквайринг может достигать 2% за покупку. «Считать, что эта ситуация никак не влияет на текущие цены было бы достаточно наивно. Думаю, что магазины возлагали большие надежды на СБП до того, как банки решили последовать примеру платежных систем и хорошо заработать на изначально неплохой идее. Таким образом, распространение новой системы может оказаться не таким быстрым как предполагали создатели: особого стимула добавлять очередной вид платежа у ритейла попросту нет», — полагает он.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в начале 2019 года заявила, что подключение к СБП будет обязательным для всех банков. Вместе с тем эксперты указывают на риски в безопасности оплаты через QR-коды.
«Получив в магазине чек на кассе, после того, как расплатились картой, мы часто оставляем чек там же, в магазине, будучи твердо уверенными, что данных карты на чеке нет. Открыто их чек не содержит, но часто их содержит QR-код, который тоже отображается на чеке. И человек при определенных навыках извлечь из кода много информации о карте», — добавляет Булад Субанов, СЕО консалтинговой компании Bulad&Co.
Помните, что для оспаривания любой операций, если они все-таки были совершены и сделали их не вы, у вас есть 24 часа, говорит эксперт федерального проекта по финансовой грамотности «Финшок» Лолла Кириллова. «Не откладывайте на потом, быстро обращайтесь с соответствующим заявлением в банк», — советует эксперт.