Вопрос о возврате в России в торговую сеть слабоалкогольных энергетиков планируется поднять на заседании коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Более того — уже готов проект решения, обязывающий Россию отказаться от ограничений, хотя дата заседания комиссии пока не назначена. Об этом пишут «Известия» со ссылкой на проект решения ЕЭК.
Другие страны ЕАЭС полагают, что Россия своим запретом на производство и продажу таких напитков создала для других стран Евразийского союза дополнительный барьер для торговли. А создавать барьеры в одностороннем порядке Россия не имела права.
Производство и продажа алкоэнергетиков запрещены в России с 1 января 2018 года. Исключение — напитки, которые производятся на продажу вне территории России.
Необходимость введения запрета в тот момент власти поясняли тем, что сочетание алкоголя и стимулирующих энергетических добавок (кофеин, гуарана, таурин и так далее) оказывает негативное влияние на организм человека. Более того, даже безалкогольные газированные напитки, содержащие стимулирующие добавки, в России запрещено продавать лицам, не достигшим возраста 18 лет, наравне с сигаретами и другими изделиями из табака.
Однако запрет на производство и реализацию таких напитков внутри России вызвал вопросы у других стран — членов Евразийского экономического союза. В проекте решения заседания ЕЭК говорится, что коллегия уведомляет Россию о необходимости выполнения п. 2 ст. 53 договора о ЕАЭС от 2014 года. Из него следует, что продукция, которая соответствует техническим регламентам союза, без дополнительных ограничений выпускается в обращение на территории всех стран ЕАЭС.
Алкоэнергетики подпадают под действие технических регламентов «О безопасности пищевой продукции» и «О безопасности алкогольной продукции». Поэтому к ним не должно применяться национальное законодательство.
Так указано в документах ЕЭК.
В Минфине РФ с этим утверждением не согласились. В том случае, если введение каких-либо положений несет угрозу для здоровья граждан РФ, то государство обязано устанавливать более строгие правила, считаются в ведомстве.
В министерстве также добавили, что весной 2019 года вопрос о торговле этими напитками рассматривался с участием всех государств — членов союза. В документах ЕЭК упоминается совещание, прошедшее в апреле 2019 года, на котором российская сторона заявила свою позицию. Но представители Белоруссии, Казахстана и Киргизии, заслушав аргументы, подтвердили, что запрет на торговлю алкоэнергетиками в России — это барьер на внутреннем рынке ЕАЭС. Аналогичную позицию в письме в ЕЭК представила и Армения, сказано в документах.
Минфин РФ в феврале направил в ЕЭК письмо, в котором утверждал, что «ограничение не может рассматриваться как препятствие в торговле». В министерстве напомнили, что изготавливать алкоэнергетики на экспорт не запрещено.
А внутренние ограничения касаются не только импортируемой продукции, но и производства в стране.
Исполнительный директор совета по общественному здоровью и проблемам демографии Виктор Зыков уверен, что Россия ввела ограничения оборота алкоэнергетиков абсолютно правомерно, пишут «Известия».
Он напомнил, что сделать это позволяет ст. 29 договора о ЕАЭС. Из нее следует, что государства союза во взаимной торговле вправе применять ограничения, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека. При условии, что такие меры не являются средством неоправданной дискриминации или скрытым ограничением торговли.
В Ассоциации производителей по защите их прав на потребительском рынке заявили, что более серьезный вред алкоэнергетиков по сравнению со спиртными напитками не доказан крупными исследованиями.
Более того — в европейских странах вообще нет запрета на их оборот.
Однако подобные ограничения действуют в США, под запрет попадают алкогольные напитки с добавлением кофеина. FDA — управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов — признало кофеин в сочетании с этиловым спиртом «небезопасной пищевой добавкой». В Штатах было зафиксировано множество случаев алкогольных отравлений, в основном среди студентов в кампусах университетов.