Официальный курс доллара к рублю, установленный ЦБ на пятницу, 17 августа, составил 66,89 рублей против 66,37 в четверг. Курс евро с расчетом на завтра вырос до 76,05 рублей против 75,22 днем ранее.
Таким образом, рубль после двух дней роста продолжил падение.
С прошлой недели и до вторника российскую валюту преследовала череда неудач. На фоне новостей о возможных санкциях США против России курс доллара брал одну важную отметку за другой: сначала 66 рублей за доллар, потом 67 рублей, и в понедельник, 13 августа, достиг 68 рублей за американскую валюту.
Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты считают, что рубль продолжит и дальше падать. Временный рост российской валюты объяснялся тем, что инвесторы «привыкли к санкциям» и тем, что цены на нефть выросли.
Фундаментальных факторов в поддержку рубля нет.
«Сальдо торгового баланса РФ составляет порядка $140 млрд. Учитывая, что санкции могут повлиять на 5-7% нашего экспорта, можно ожидать, что торговый баланс спустя время скорректируется. Курс со временем тоже скорректируется, как торговый баланс», — говорит Андрей Киселев, управляющий партнер инвестиционно-консалтинговой группы «Ди-Инвест».
По мнению Анастасии Игнатенко, ведущего аналитика ГК TeleTrade, в пессимистическом варианте возможен резкий рост доллара до уровня 71 рубля.
Такой сценарий реализуется, если 22 августа Вашингтон, как и планировал, введет санкции против Москвы в связи с инцидентом в британском Солсбери.
На этой неделе конгресс США опубликовал на своем сайте законопроект сенаторов о новых санкциях против России. Законопроект носит название «Об усилении НАТО, борьбе с международной киберпреступностью и наложении дополнительных санкций на Российскую Федерацию». Его создатели – сенаторы от республиканской и демократической партии Линдси Грэм и Боб Менендес.
Документ содержит запрет на операции с новыми выпусками российского госдолга, выпущенным через 180 дней после вступления закона в силу.
По сравнению с более ранними обсуждаемыми версиями законопроекта в версии на сайте Конгресса уточнено понятие российского «суверенного долга», против которого могут быть введены санкции, а также предполагается возможность ввести санкции против «кибернетического сектора» России.
Как следует из официальной версии документа, «суверенным долгом» авторы законопроекта считают не только облигации Федерального казначейства, Банка России или Фонда национального благосостояния и своповые валютные линии с ЦБ, Казначейством или ФНБ, но и «любой другой финансовый инструмент» сроком более 14 дней, который, по мнению президента США, представляет собой суверенный долг российского правительства.
Как считают эксперты, ограничения в отношении покупки новых выпусков российского госдолга еще больше отпугнут нерезидентов.
Их доля за последнее время и так сильно снизилась, и сейчас составляет ниже 30%, и выход части из них из рублевых активов приведет к падению долгового рынка РФ и рекордным доходностям. На этом фоне
курс национальной валюты даже может обвалиться до 80 рублей за доллар США,
говорит Екатерина Конюхова, аналитик «Алор Брокер».
Опубликованный законопроект ничего хорошего не сулит и для российских банков.
Документ вводит ограничения на «все транзакции со всем имуществом или долями в имуществе» Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка, Промсвязьбанка, Россельхозбанка и госкорпорации Внешэкономбанк.
«Предусмотрен запрет на все транзакции наших банков на территории США и с американскими гражданами. Возможны санкции к финансовым инструментам, которые размещают наши банки», — поясняет главный аналитик «Телетрейд Групп» Олег Богданов.
В случае принятия законопроекта у российских банков могут возникнуть сложности с долларовыми операциями, тревожатся эксперты. Скорее всего, трудно будет привлечь фондирование в долларах США и вести расчеты по различным сделкам, говорит Богданов.
«Возможна заморозка или принудительная конвертация вкладов российских банков в иностранной валюте»,
— говорит начальник аналитического управления БКФ Максим Осадчий.
По словам гендиректора аналитического агентства «Бизнесдром» Павла Самиева, фондирование в США российские банки и так не получают, поскольку все уже успели переориентироваться на другие рынки. Поэтому в этой части санкции никак не затронут российские госбанки.
При этом запрет использовать долларовые корсчета теоретически может привести к тому, что у госбанков возникнут проблемы с долларами, поясняет он.
«Масштаб ограничений пока что не ясен, однако обойти такой запрет все же госбанки смогут, если будут обслуживать долларовые корсчета, например, через банки-партнеры»,
— поясняет Павел Самиев.
Правда, такая схема поставит под угрозу партнеров, которых будут использовать российские госбанки для проведения долларовых операций, в отношении них также могут быть наложены санкции, добавляет он.
При этом в любом случае приведенные в документе санкции в любом случае повлияют на показатели по прибыли российских банков. На Сбербанк и ВТБ приходится более 60% чистой прибыли всего банковского сектора, отмечает Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента Альпари.
Впрочем, опубликованный сейчас документ только законопроект, так что многие его положения не будут приняты в изначальном виде, надеется Екатерина Конюхова.
«Предложения ввести санкции на покупку нового российского госдолга уже звучали со стороны американских сенаторов в январе, но были отклонены минфином США в итоге из-за возможных негативных последствий данного решения на американские фининституты, которые держат в своих портфелях российские долговые бумаги. Очередные предложения американских законодателей для начала также должны быть приняты конгрессом и одобрены президентом США Дональдом Трампом, и шансы на их реализацию крайне малы», — резюмирует аналитик «Финам» Сергей Дроздов.