В Швейцарии судебные приставы пришли в штаб-квартиру компании Nord Stream 2 AG по адресу Баарерштрассе, 52, в кантоне Цуг и провели там опись имущества. Однако никакого ареста, по словам источника РИА «Новости», произведено не было.
Президент Украины Петр Порошенко незадолго до этого заявил, что Киев начал активные действия по принудительному взысканию $2,6 млрд с российского «Газпрома». По словам украинского главы,
процесс имплементации решения Стокгольсмского арбитража между «Нафтогазом» и российской газовой компанией перешел «в практическую плоскость».
В своем aейсбуке Порошенко заявил, что «обременение» активов и акций ПАО «Газпром» было начато не только в Швейцарии, но и в других странах Европы — Нидерландах и Великобритании.
При этом президент Украины отметил, что им лично был дан указ «не ограничиваться» этой тройкой стран и акциями операторов российских газопроводов в Балтийском море.
Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко подтвердил старт арестов «газпромовских» активов: по его словам, начать Киев решил с акций «Северного потока» (СП) и «Северного потока — 2» (СП2). Поэтому приставы и пришли на Баарерштрассе, 52 вечером среды, 30 мая.
В Nord Stream 2 AG, компании-операторе СП-2, инцидент со швейцарскими приставами комментировать отказались. «Газпром» подтвердил, что Украина начала попытки арестовать российские активы, но официальных уведомлений в рамках исполнения решения арбитража получено не было. В холдинге подчеркнули, что будут защищать свои права в судебном порядке.
Между тем, осведомленный источник в нефтегазовой отрасли подтвердил «Интерфаксу», что выполнение решения Стокгольмского арбитража может задеть акции компаний, управляющих балтийскими газопроводами СП и СП-2.
Согласно нормам по исполнению решений международных судов, «Нафтогаз», в случае неисполнения «Газпромом» своих обязательств, может начать процесс взыскания в любых национальных юрисдикциях, подчеркнул старший юрист практики «Стратегия и операционная эффективность» АО «НЭО Центр» Александр Киреев в разговоре с «Газетой.Ru» накануне.
Вариант наложения обеспечительных мер на акции, где компания-ответчик имеет определенную долю, вполне может произойти как один из вариантов получения положенного долга по решению суда. При этом,
обеспечительные меры не предусматривают ареста акций; в этом случае можно говорить о темпоральной заморозке пакета, сохраняющего принадлежность владельцу.
30 мая из материалов самого «Газпрома» по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) стало известно, что российский холдинг передал 100% акций Nord Stream 2 в залог до полного погашения обязательств по соглашениям с зарубежными партнерами.
Акции были переданы германскому Wintershall, австрийской OMV, британско-нидерландскому концерну Shell, французской Engie и немецкой энергокомпании Uniper.
В декабре 2017 года Стокгольмский арбитраж пересмотрел условия действующего контракта до 2019 года между «Газпромом» и «Нафтогазом» на поставку газа, снизив обязательства «Нафтогаза» по закупке российского газа на условиях take-or-pay до 4 млрд кубометров в год и привязав цену топлива к его стоимости на одном из европейских хабов — Баумгартене в Австрии. Кроме того, украинская сторона должна была выплатить «Газпрому» $2,07 млрд.
Следующее решение арбитража, обнародованное в феврале 2018-го, вызвало резкое возмущение у «Газпрома». Транзитный контракт шведский суд практически не изменил, но обязал «Газпром» выплатить «Нафтогазу» $4,63 млрд. С учетом требуемых от «Нафтогаза» средств, российский газовый концерн остался должен Киеву $2,56 млрд.
Москва отказалась выполнять требования суда, и в «Газпроме» решили в судебном порядке добиваться отмены или пересмотра решения.
28 мая «Газпром» направил в апелляционный суд округа Свеа (Швеция) заявление о полной отмене решения Стокгольмского арбитража по спору между «Газпромом» и «Нафтогазом» по газотранзитному контракту. В заявлении российской компании значится, что «всемирно признанный эксперт-лингвист» помог установить, что солидная часть решения арбитража написана «иным лицом», а вовсе не судьями.
Из-за вмешательства посторонних лиц в процесс вынесения решения и «серьезных нарушений шведского права и арбитражного регламента Торговой палаты города Стокгольма» российская газовая компания требует полностью отменить вердикт о взыскании с «Газпрома» денег.
Юристы отмечают, что попытку заморозки активов и принудительного взыскания штрафа с российской монополии до решения апелляционного суда «Газпром» также может оспорить в судебном порядке. С учетом уже имеющихся исков и апелляций судебные разбирательства между «Нафтогазом» и «Газпромом» могут затянуться на неопределенный период.
Ранее в Nord Stream 2 заверили, что происходящее не отразится на планах и срока сооружения газопровода «Северный поток — 2».