В четверг Банк России впервые обнародовал статистику, касающуюся оценки объема и структуры сомнительных операций банков. Она размещена на сайте регулятора. Под «сомнительными» ЦБ понимает операции, не имеющие явного экономического смысла и очевидных законных целей, проводимые для вывода активов из страны, уклонения от налогов, финансирования противозаконных проектов.
При этом регулятор пообещал, что теперь будет регулярно обновлять оценку сомнительных операций «в целях улучшения информационного обеспечения поднадзорных организаций».
Кроме того, представители ЦБ собираются регулярно встречаться со своими поднадзорными и рассказывать о «новых схемах сомнительных операций» и «поведенческих моделях клиентов».
По статистике ЦБ, для вывода денег за границу в прошлом году чаще всего использовались операции авансирования импорта товаров. На них пришлось 24% (23 млрд руб.) от всего объема выведенных средств. Также популярностью пользуются переводы по сделкам с услугами (22% или 21 млрд рублей).
Деньги из России выводились в прошлом году за рубеж также через переводы по исполнительным документам через Федеральную службу судебных приставов (19 млрд руб.), переводы по сделкам с ценными бумагами и импорт товаров в рамках Таможенного союза (по 13 млрд руб.), а также через импорт товаров с использованием льготных режимов (3 млрд руб.) и иные схемы (4 млрд руб.).
В общей сложности, по подсчетам ЦБ, сомнительные операции помогли увести за границу в 2017 году 96 миллиардов рублей.
Сомнительные операции по обналичиванию денежных средств в прошлом году составили еще больше - 326 миллиардов рублей.
Чаще всего обналичка происходит через выдачу со счетов физлиц и счетов платёжных карт (47% или 152 миллиарда рублей) и выдачу на прочие цели и по платежным картам юрлиц (41% или 135 миллиардов рублей).
В структуре транзитных операций повышенного риска, которые предшествуют обналичиванию и выводу денежных средств за рубеж и часто сопровождаются сменой оснований входящих и исходящих платежей, наибольшую долю занимает обналичивание денежных средств через счета и платежные карты физлиц - 38%.
Продажа денежной наличности торговыми компаниями составила 29% в структуре высокорисковых транзитных операций.
Оптимизация налогообложения происходит часто при закупках металлолома и ювелирных изделий и продаже денежной наличности туристическими компаниями, сообщает регулятор. Каждый из этих способ помогает увести по 11%.
Банк России давно пытается вести борьбу с сомнительными операциями банков. Как комментирует партнер юридической компании «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов, сейчас основной формой ответственности для банков за сомнительный операции является административный штраф за не соблюдение положений Федерального закона №115-ФЗ. В качестве наиболее строгой и радикальной санкции предусмотрен отзыв лицензии с последующей ликвидацией банка. Однако на практике эта мера применяется в исключительных случаях.
«Законодательство предусматривает также ответственность и для руководства банков за проведение таких операций. Применительно к самому выводу капиталов возможно привлечение менеджмента, в том числе и к уголовной ответственности по следующим статьям УК: по статье 172 за незаконную банковскую деятельность, по статье 174 за отмывание денежных средств и по статье 193 за уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств», - отмечает юрист.
ЦБ в прошлом году более 10 раз накладывал на банки крупные штрафы, в том числе из топ-30, за проведение сомнительных операций. Общая сумма штрафов исчисляется миллиардами рублей, рассказывал недавно зампред Банка России Дмитрий Скобелкин. Штраф для банков, не соблюдающих законодательство и не исполняющих предписания регулятора, согласно действующему законодательству, составляет до 0,1% минимального уставного капитала (не более 1 млн руб.).
Банку России нынешние наказания кажутся чересчур мягкими. ЦБ совместно с Росфинмониторингом планируют усовершенствовать системы контроля сомнительный операций. По словам Скобелкина, «минимальный уставный капитал — это копейки, небольшие суммы», поэтому величина будущих штрафов, возможно, не будет к нему привязана. Поэтому, как отмечал зампред ЦБ, штрафы за сомнительные операции могут вырасти в десятки раз.
Чистка банковского сектора началась в ноябре 2012 года с кампании по массовому отзыву лицензий у дагестанских банков и продолжилась уже в федеральном масштабе с отзыва лицензии в ноябре 2013 года у «Мастер-Банка», напоминает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
За период «чистки» были отозваны лицензии у сотен банков, однако по-прежнему одной из основных причин отзыва лицензий является «нарушения требований законодательства и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
«Проще говоря, как выводили незаконным образом капитал за рубеж, так и продолжают выводить. Экспансия санкций ведёт к усилению вывода капитала за рубеж, поэтому не мудрено, что ЦБ все более пристально изучает каналы криминального вывода», - отмечает он.
По словам генерального директора компании «Мани Фанни» Александра Шустова, хотя ЦБ не опубликовал детальной разбивки, какая могла бы дать рынку гораздо больше информации по сомнительным операциям, информирование о таких данных дает определенный сигнал участникам финансового сектора о том, что следующим этапом в работе ЦБ будет выявление прозрачности этих операций и оценка участия в них банка.
Это приведет к тому, что часть банков ужесточит все перечисленные виды операций, а от чего-то и вовсе откажутся, предполагает эксперт.
Максим Осадчий в свою очередь считает, что «нелегальные операции будут смещаться в те банки, у которых лицензию никто и никогда не отберёт». Часть из них все же переместится за пределы банковского сектора - например, перспективным инструментом отмывания средств являются криптовалюты, добавляет он.