Председатель правительства Украины Владимир Гройсман рассказал, что власти страны в рамках исполнительного производства по делу о «злоупотреблении монопольным положением на рынке» начали опись и арест имущества, которое принадлежит российской компании «Газпром», передает РИА «Новости».
По его словам, под арест попало имущество компаний «Газпром сбыт Украина» и «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины». Арестованы также ценные бумаги института «ЮжНИИГипрогаз» и «Газтранзита».
«Позиция Украины в ситуации с «Газпромом» должна быть жесткой и последовательной. «Газпром» должен выполнять вердикт Стокгольмского арбитража и так же выполнять требование антимонопольного органа Украины и решения украинских судов», — заявил премьер.
Отмечается, что в январе 2016 года Антимонопольный комитет Украины наложил на «Газпром» штраф за злоупотребление монопольным положением на украинском рынке природного газа в размере почти 86 млрд грн. За год из-за неустойки сумма удвоилась, передает RT.
«По этому делу началось описание и арест активов, принадлежащих «Газпрому» на Украине. Власти Украины намерены продать на открытом аукционе акции компании «Газтранзит», арестованные в рамках принудительного взыскания с «Газпрома» штрафа за злоупотребление монопольным положением на рынке страны», — говорится в сообщении украинского кабмина.
Президент Украины Петр Порошенко, в свою очередь, выразил уверенность, что «Нафтогаз» сможет получить от «Газпрома» «все до копейки» по решению Стокгольмского арбитража.
«Первое: не следует делить шкуру еще не убитого медведя. И второе: когда Газпром в итоге все же распрощается с Украиной, последние копейки за дорогущий нероссийский газ будет платить сам Порошенко. Так что пусть готовится», — приводит ФАН ответ члена Совета федерации Алексея Пушкова на заявление украинского лидера.
Днем ранее заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев рассказал журналистам, что «Газпром» предложил «Нафтогазу Украины» провести встречу для обсуждения вопроса расторжения контрактов между компаниями.
«По вопросу расторжения контрактов на поставку и на транзит газа я хотел бы прокомментировать, что «Газпром» не только направил 5 марта сего года уведомление «Нафтогазу Украины» о начале процедуры расторжения контрактов, но и предложил дату необходимой для этого встречи сторон», — сказал он.
Также топ-менеджер российскойкомпании объяснил, почему «Газпром» вернул «Нафтогазу» предоплату за март. По его словам, «Газпром» получал от «Нафтогаза» дополнение к контракту на поставку газа, которое не полностью соответствовало решению Стокгольмского арбитража.
«В феврале 2018 года «Газпром» получил от «Нафтогаза Украины» подписанное с его стороны дополнение к контракту, которое не полностью соответствовало окончательному арбитражному решению от 22 декабря 2017 года, а также содержало ряд дополнительных условий, которые «Газпром» согласовать не готов. Именно поэтому «Газпром» и вернул деньги, так что не надо, как говорится, перекладывать с больной головы на здоровую», — детализировал Медведев.
«Газпром» и «Нафтогаз» ведут судебную тяжбу в Стокгольмском арбитраже с 2014 года. В декабре прошлого года суд вынес решение по спору о поставках газа, согласно которому «Нафтогаз» должен будет выплатить «Газпрому» немногим более $2 млрд.
Еще одно решение – по транзиту – суд вынес уже 28 февраля 2018 года. На этот раз оно оказалось в пользу «Нафтогаза». Суд частично удовлетворил иск украинской компании, которая требовала от «Газпрома» $17 млрд, и присудил ему компенсацию в $4,637 млрд.
Таким образом, с учетом всех решений Стокгольмского арбитража, «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд. Российская компания пообещала оспорить этот вердикт всеми доступными способами. При этом уже 1 марта «Газпром» отказался поставлять Украине газ, а 2 марта объявил о начале процедуры разрыва всех контрактов с украинской стороной, передает НСН.
«Стокгольмский арбитраж, руководствуясь двойными стандартами, принял ассиметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК «Нафтогаз Украины». Таким образом, решение арбитража существенно нарушило баланс интересов сторон по данным контрактам», — прокомментировал тогда ситуацию председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер.