Выступая на конференции ОБСЕ по безопасности в Вене, госсекретарь США Рекс Тиллерсон рассказал об условии отмены антироссийских санкций, сообщает Reuters.
«Мы призываем к полному исполнению минских соглашений. Мы никогда не признаем российскую оккупацию и предпринятую попытку аннексии Крыма. Связанные с Крымом санкции останутся в силе, пока Россия не вернет Украине полный контроль над полуостровом», — заявил Тиллерсон.
Он подчеркнул, что на востоке Украины «мы поддерживаем наших европейских партнеров в вопросе сохранения санкций, пока Россия не отведет свои войска из Донбасса и не исполнит минские договоренности».
Российские официальные лица постоянно говорят о том, что территориальный вопрос не обсуждается. В частности, глава МИД РФ Сергей Лавров в недавнем интервью газете Libero заявил, что Крым вошел в состав России в результате «свободного, демократического волеизъявления жителей», и тема территориальной принадлежности полуострова «закрыта раз и навсегда».
С учетом этой позиции можно считать, что санкции в отношении РФ сохранятся на неопределенно длительный срок.
Впрочем, чиновники уверяют, что санкции сейчас не оказывают существенного влияния на экономику России.
Премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью пяти телеканалам подчеркнул, что Россия весь прошлый век прожила под санкциями.
«Мы выжили с ними и в XX веке, и сейчас выживем. Мы научились это делать, мы научились все эти трудности превозмогать. В чем-то нам это даже помогло. Курс на импортозамещение, совершенно очевидно, не появился бы в том виде, в котором он сейчас реализуется, без этих новых санкций», — считает глава правительства.
Об этом же в интервью «Газете.Ru» говорил министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, максимальный негативный эффект на российскую экономику был в конце 2014 года, когда санкции кардинально изменили движение потоков капитала. Это «наложилось на снижение цен на нефть и привело к той очень высокой волатильности, которую мы видели на финансовых рынках».
Сейчас санкции — это ограничение притока прямых иностранных инвестиций: без них они были бы больше, полагает Орешкин. Есть некоторые ограничения на пути притока новых технологических решений. «Но сейчас эффект уже довольно малозначим», — резюмирует министр.
Власти также уверяют, что новый пакет санкций, который разрабатывается сейчас США в рамках принятого в августе закона о противодействии России, Ирану и КНДР, не сильно отразится на России.
Среди традиционных мер власти США обсуждают запрет на покупку американскими резидентами российских гособлигаций.
Замдиректора департамента государственного долга и государственных финансовых активов Минфина Петр Казакевич 7 декабря заявил, что ведомство оценивает влияние данного шага на рынок госдолга как «ограниченное». Минфин не считает, что американские власти заставят инвесторов закрыть свои позиции в госбумагах РФ.
«Поэтому массированной распродажи государственных бумаг не ожидаем. Безусловно, может быть краткосрочный скачок доходностей, и в результате стабилизации мы получим рост доходности на рынке ОФЗ не более 40-50 базисных пунктов», — сообщил Казакевич, добавив, что сходных взглядов придерживается Банк России.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина ранее говорила, что «на наш взгляд, каких-то серьезных негативных последствий не будет», несмотря на значительную долю иностранцев на рынке ОФЗ. Финансовые власти уверены, что спрос на облигации РФ высокий и он сможет погасить волну распродаж.
Аналитики в целом согласны, что вряд ли резко и надолго вырастет доходность ОФЗ, но указывают на то, что основной удар может прийтись на курс рубля.
Аналитик «Алор брокер» Евгений Корюхин отмечает, что доля всех нерезидентов, включая кипрские компании, составляет около 30% от всего номинального объема в 7,19 трлн рублей по состоянию на 1 ноября 2017 года. То есть у нерезидентов бумаг примерно на $40 млрд по текущему курсу.
«Вполне возможно, что такая распродажа вызовет лишь временную просадку, так как интерес к данным бумагам проявят российские банки. Основной же удар, скорее всего, придется по рублю, так как продав облигации, нерезиденты будут конвертировать полученную прибыль в валюту с дальнейшим ее выводом за рубеж», — говорит Богдан Зварич, старший аналитик ИК «Фридом Финанс».
Кроме того, новые санкции в любом случае ограничат приток иностранного капитала в Россию. Это негативно отразится как на финансовых рынках, так и на реальном секторе, поскольку сузит его возможности привлечения длинных дешевых денег.
Возможное ослабление рубля выгодно бюджету, но для экономики позитивные эффекты не так однозначны. С одной стороны, слабый рубль дает преимущество отечественным производителям перед импортом. С другой — делает более дорогим импорт машин и оборудования, а значит, сокращает объем капвложений. В итоге нового витка рецессии ждать не стоит, но замедлить темпы роста США вполне по силам, считают аналитики.