Вулкан Агунг на индонезийском острове Бали всерьез активизировался в минувшие входные, извержению присвоили наивысший красный уровень опасности. Из-за облака пепла местные власти в 6:00 мск понедельника официально закрыли международный аэропорт на Бали и аэропорт острова Ломбок, при этом часть рейсов из этих воздушных гаваней была отменена еще в воскресенье.
Вулкан расположен в 70-80 км от наиболее популярных среди туристов курортных городов (Кута, Семиньяк, Нуса-Дуа, Джимбара). Опасную активность вблизи Агунг специалисты фиксировали еще в начале осени. Первое предупреждение было объявлено 22 сентября, тогда было эвакуировано около 180 тыс. местных жителей.
Экономический ущерб острову из-за этого составил 112 миллионов фунтов стерлингов, из которых 14 млн фунтов пришлись на туристический сектор, отмечает Bloomberg. К концу октября уровень угрозы был понижен, а размер опасной зоны – сокращен, однако в ноябре вулкан вновь активизировался.
По данным местных властей, сейчас на острове застряли до 60 тысяч туристов. В прошлом году популярные курорты посетили 5 млн туристов, и в большинстве речь идет о туристах из Австралии, Китая и Японии.
По данным Ростуризма, сейчас на Бали находится порядка 300 туристов. Но консул РФ в Джакарте Илья Ильин приводит цифру в 5-6 тыс. россиян. «Вопрос об их эвакуации из-за извержения вулкана Агунг пока не стоит», - цитируют консула информагентства.
«Реальной статистики туристов по этому направлению нет, поскольку нет прямых рейсов. Пограничники записывают наших туристов в стыковочные пункты. Но есть информация, что местное министерство туризма ожидает в 2017 году 75 тысяч россиян», - пояснила «Газете.Ru» разночтения в цифрах пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
Вопреки новостным сообщениям об извержении вулкана, все российские туристы абсолютно спокойны, отметила Тюрина. Она добавила, что люди действительно видят дым, но все это происходит далеко от курортов.
В пресс-службе туроператора TUI, ссылаясь на собственный источник на острове, «Газете.Ru» также сообщили, что в настоящий момент в туристических зонах все спокойно.
Ирина Тюрина отмечает, что позиция туроператоров такова, что они продлевают отдыхающим проживание за свой счет.
«На Бали нет ни чартерных, ни прямых рейсов – все стыковочные», - напомнила также она. Но туристам не стоит ждать, что перевозчики начнут снижать цены на перевозку пассажиров. «Все авиакомпании надеются, что ветер переменится, и к утру аэропорт откроют, но, конечно, это не известно», - добавила Тюрина.
Пока предполагается, что аэропорт Бали будет закрыт до 07:00 утра вторника. По имеющейся информации, в целях организации транспортировки пассажиров с острова приступили к работе три оперативных пункта в аэропорту Нгурах Рай, которые обеспечивают людей автобусами и паромами на острова Ява и Ломбок, сообщили в Ростуризме.
Там же отметили, что у всех туристов имеются обратные билеты на руках, и проблем с их возвращением не будет. Власти Индонезии держат ситуацию под контролем, отвечают за безопасность, разрабатывают альтернативно-логистические схемы, которые позволят пассажирам уехать с острова, не подвергаясь рискам.
Авиаперевозчики, в том числе Сингапурские и Катарские авиалинии, уже сказали, что готовы вернуть деньги за билеты туристам, которые откажутся от туров из-за вулкана, а также предложат перенести даты вылета без доплаты или штрафов, сообщила Ирина Тюрина.
Эксперты допускают, что есть вероятность аннуляций россиянами приобретенных путевок из-за извержения вулкана. Однако пока отказов от туров нет, прокомментировали в компании TUI.
Российские туристы продолжили планировать поездки на остров с вылетом на Бали в январе 2018 года, отмечают представители сервиса путешествий OneTwoTrip. Однако уже в понедельник (по данным на 13:00) по этому направлению продаж зафиксировано не было, добавляют в компании.
В другом сервисе бронирования авиабилетов Aviasales.ru отмечают, что число бронирования рейсов по этому направлению сокращается и без вулкана – за последнюю неделю их зафиксировано на 17% меньше, чем на предыдущей и на 26% меньше, чем три недели назад.
Основные заезды туристов от компании запланированы на Новый год и каникулы. По прогнозам экспертов, цены на путевки не изменятся, поскольку это не массовое направление. Средняя стоимость тура с перелетом около 80 – 90 тыс. рублей, а на новогодние даты выше и зависит от выбранного уровня и услуг.
В TUI отмечают, что Бали не является массовым направлением для россиян, и основной поток туристов на Бали прибывает из Австралии и ряда других стран. Индонезия по популярности занимает место «в пятом десятке» у российских туристов, говорит Ирина Тюрина.
Советник руководителя Ростуризма по транспорту Дмитрий Горин полагает, что если на Бали все успокоится, то спрос вырастет на 20%. Если же последуют какие-то ограничения и запреты со стороны российских властей, то все это негативно скажется на туристическом потоке.
Россия и Индонезия обсуждают вопрос запуска прямого авиасообщения в следующем году. Об этом «Газете.Ru» рассказал руководитель проектов в сфере авиации Делового совета Россия-Индонезия Ярослав Киселев.
«Мы надеемся, что по завершении переговоров с заинтересованными сторонами уже в следующем году будет запущен прямой регулярный рейс по маршруту Москва — Джакарта/Москва — Денпасар», — рассказал Кисилев.
Сейчас переговоры между всем заинтересованными участниками в активной стадии, в том числе в них вовлечены представители посольства Индонезии и офиса Министерства по туризму Индонезии в России (VITO Russia). Перевозчиком, который потенциально выполнять эти рейсы, может стать национальная авиакомпания Индонезии PT Garuda Indonesia.
Стоит отметить, что вулканическая активность нарушает планы президента Индонезии Джоко Видодо превратить туризм в локомотив экономики страны на долгие годы. Согласно планам руководства страны, доходы от туризма к 2019 году должны вырасти на 60% - до $20,7 млрд, а число туристов вдвое – до 20 млн человек в год. Согласно официальной статистике, за 9 месяцев этого года страну посетило 9 млн туристов.
Для сравнения, курорты Таиланда ежегодно привлекают порядка 26 млн иностранцев, при этом 28% из них – туристы из Китая.
По оценкам министерства туризма Индонезии, инвестиции в развитие инфраструктуры для комфортного пребывания и создание новых отелей за ближайшие пять лет должны оставить $20 млрд, только половина из них – дотации из госбюджета.