Правительство РФ одобрило на заседании 23 ноября пакет законопроектов для введения налога на дополнительный доход от добычи нефти (НДД). Минэнерго ожидает, что новый налоговый режим будет одобрен Госдумой в первом квартале следующего года и вступит в силу уже с начала 2019 года.
В настоящее время нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, оба сбора взимаются с выручки. Новая налоговая реформа предусматривает снижение НДПИ и запуск налога на добавленный доход (НДД), ставка которого составит 50% с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, НДПИ, фактических расходов на добычу, транспортировку и т. п.
Как отмечают в Миэнерго, НДД будет распространяться на четыре группы месторождений: новые месторождения Восточной Сибири с выработанностью менее 5%, месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине, действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (не более 15 млн тонн); новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн. тонн в год.
Министр энергетики Александр Новак на совещании по развитию отрасли 21 ноября отмечал, что уже сформирован перечень пилотных проектов для НДД в Западной Сибири, который включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых «Роснефтью», «Лукойлом», «Газпром нефтью», «Сургутнефтегазом» и независимыми нефтяными компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по этим участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти оцениваются в 900 млн тонн.
По его словам, переход данных участков на НДД «позволит в 2019-2035 гг. осуществить более 0,5 трлн рублей дополнительных инвестиций и увеличить добычу нефти более чем на 100 млн тонн относительно текущего профиля добычи».
Ожидается, что выпадающие доходы бюджета будут иметь место только в течение нескольких лет. При этом на четвертый год они будут полностью компенсированы, а за 18 лет поступления в бюджет, по словам министра, увеличатся почти на 1 трлн рублей.
«Для отрасли это важный шаг, который позволит решить проблему поддержания уровня добычи в соответствии со стратегическими документами в условиях постоянно ухудшающегося качества минерально-сырьевой базы, в том числе с акцентом на зрелые месторождения в Западной Сибири. Новый налоговый режим учитывает как интересы отрасли, так и бюджета», — сказал по итогам заседания кабмина первый замминистра энергетики РФ Алексей Текслер.
Ранее предполагалось, что НДД для нескольких пилотных проектов должен был заработать с 2018 года в виде эксперимента.
В конце октября председатель комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный заявил, что документ еще не внесен в парламент и депутаты могут не успеть принять его во всех трех чтениях в этом году. 20 ноября Текслер подтвердил журналистам, что запуск НДД откладывается.
«У нас все налоги, это часть налогового кодекса, должны принимать и публиковаться до 1 декабря для того, чтобы вступали в силу (с начала следующего года – «Газета.Ru»)», - сказал он.
Перенос сроков по запуску НДД увеличит чистую прибыль компаний, которые осваивают наиболее прибыльные месторождения, в 2018 году на примерно 10-20 млрд рублей и при этом повысит их конкурентоспособность с точки зрения финансовых показателей на 30%-35%, отмечает директор аналитического департамента «Golden Hills — КапиталЪ АМ» Михаил Крылов.
Предприятия российского нефтегазового сектора испытывали давление на финпоказатели в последнее время вопреки повышению цен на нефть, и перенос сроков введения НДД сосредоточит отрасль на более легкодоступных ресурсах, пояснил эксперт. Плохо это может быть для тех, у кого меньше доступных проектов, считает он.
Замминистра энергетики Кирилл Молодцов ранее отмечал, что введение НДД повысит коэффициент извлечение нефти (КИН) до 35% и позволит увеличить объем добычи на 10-12 млн тонн в год.
Положительный эффект от введения НДД на первом этапе будет довольно скромным,
считает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Ratings Дмитрий Маринченко.
Это связано с относительно небольшим перечнем месторождений, попадающих под эксперимент (на них сейчас добывается менее 3% добываемой в России нефти), а также с тем, что его параметры изначально были сформулированы таким образом, чтобы налоговые поступления при стабильном уровне добычи существенно не снизились.
«Введение НДД, пусть пока и в пилотном варианте, является важным шагом, который в перспективе должен сделать российскую налоговую систему более гибкой, что должно стимулировать добычу, в том числе на наиболее выработанных месторождениях в Западной Сибири. Переход на НДД должен сделать систему налогообложения более прозрачной, и в перспективе может позволить России удержать добычу на тех рекордных уровнях, на которых она находится сегодня», — считает эксперт.
Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов полагает, что выиграют от НДД для пилотных проектов как государство, так и компании. Снижение налогового бремени на каждую тонну добытой нефти будет компенсировано увеличением добычи. Если удастся нарастить добычу нефти на 20% на пилотных проектах в первый год действия НДД, то выпадающих доходов бюджета вообще не будет.
Важно, чтобы государственные ведомства наладили систему мониторинга результатов применения НДД на пилотных объектах, подчеркивает Ежов. Только в этом случае можно будет констатировать успех эксперимента и в перспективе масштабировать применение НДД на всю отрасль.