Европа не нуждается в газопроводе «Северный поток — 2», поскольку в будущем потребление «голубого топлива» в Евросоюзе сократится, говорится в согласованных поправках к Газовой директиве Евросоюза. В Еврокомиссии уверены, что из-за сокращения внутреннего производства и потребления топлива импорт газа в ЕС к 2030 году будет стабильным. В совокупности с уже имеющейся инфраструктурой по импорту газа и ростом конкурентоспособности поставок сжиженного природного газа это делает бессмысленным строительство такой системы, как «Северный поток — 2», отмечается в пресс-релизе правительства Европейского союза.
Трубопроводы в зоне ЕС должны быть построены и эксплуатироваться в соответствии со всем применимым законодательством. «Северный поток — 2» не может быть построен исключительно в соответствии с законодательством третьей страны, без учета основных принципов энергетического рынка ЕС, отмечают в ЕК.
Для этого Европейская комиссия разработала поправки в газовую директиву Третьего энергетического пакета, направленные на то, чтобы «все основные трубопроводы в ЕС и входящие в Европу эксплуатировались с одинаковой степенью прозрачности, были доступны другим операторам и действовали эффективно».
К таким принципам относятся распространение на трансграничные трубопроводы недискриминационного установления тарифов на прокачку газа, доступ третьих сторон к возможности прокачивать «голубое топливо», разделение деятельности по продаже и транспортировке газа, чему сейчас не соответствует единственный акционер проектной компании по сооружению трубопровода — ПАО «Газпром».
Еврочиновники предлагают распространить действие Газовой директивы к газопроводам из третьих стран и тем самым «обеспечить юридическую определенность для всех заинтересованных сторон».
Для реализации прежних транспортных проектов российской монополии для поставок газа в ЕС, в частности для «Северного потока-1», условия были согласованы с Германией как страной, куда входила труба, и под действие третьего энергопакета российская часть не подпадала. Теперь еврочиновники хотят привести все трансграничные проекты в соответствие с действующим законодательством.
В ЕК заверяют, что нынешние поправки не направлены напрямую против российского проекта. Предложение касается всех газопроводов в и из третьих стран и не предназначено для предотвращения строительства любых новых газопроводов.Существующие газопроводы, на которые распространяется это предложение, входят в союз из Норвегии, Алжира, Ливии, Туниса, Марокко и России. Это предложение может также оказать влияние — пост-Brexit — на трубопроводы, соединяющие Великобританию с государствами-членами ЕС, подчеркивают в ЕК.
Стратегия диверсификации развивается вокруг таких приоритетов, как реализация Южного газового коридора, развитие центра жидкого газа в Средиземном море и содействие доступу к сжиженному природному газу (СПГ) и хранилищу газа, для которого Комиссия приняла стратегию в феврале 2016 года, напоминают в ЕК. ЕС также продолжит поддерживать транзит российского газа через Украину, отмечается в релизе.
Напомним, что против реализации проекта «Северный поток — 2» выступают Украина, Польша, прибалтийские страны. Американский закон о санкциях в отношении России прямо призывает противодействовать «Северному потоку-2».
Киев и Варшава не хотят терять российский газовый транзит, который в случае строительства газопровода пойдет по дну Балтийского моря, напрямую из России в Германию. Сейчас уже работает газопровод «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров (мощность второй очереди будет такой же).
Председатель комитета Верховной рады Украины по иностранным делам Анна Гопко оценила потери своей страны от прекращения транзита в $2-2,4 млрд в год.
ЕС может создать правила, при которых «Северный поток — 2» окажется в очень сложных условиях конкуренции. Скорее всего, так и произойдет — до 2030 года увеличатся поставки СПГ из США, в Европу пойдет туркменский и азербайджанский газ, поэтому «Газпрому» будет тяжело, отмечает аналитик АЛОР БРОКЕР Кирилл Яковенко. Но вряд ли все обозначенные трансграничные газопроводы смогут закрыть потребности в топливе, добавляет эксперт.
«Заявления о будущей энергетической независимости за счет разнообразия предложения выглядят скорее попыткой политического манипулирования. Если смотреть на объемы поставок газа из России и объемы общего потребления в ЕС, то все это растет в последние годы быстрее прогнозов, а Россия здесь выступает по-прежнему ключевым поставщиком. Разрешение со стороны ЕК использовать Газпрому большие мощности Opal в холодные месяцы только доказывает тот факт, что ЕС больше старается держать маску лояльного к США и Украине партнера, но при этом продолжает обогащать «Газпром» энергодолларами, так как стабильность и энергетическая безопасность все-таки важнее дипломатических игр», — подчеркивает аналитик.
Поправки Еврокомиссии не окажут принципиального давления на строительство газопровода, считает аналитик энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Александр Собко. Угрозу для проекта могут представлять инициативы Дании по запрету прокладки газопровода в своих территориальных водах, считает эксперт. Если она будет реализована, то маршрут газопровода может измениться, что повлечёт за собой дополнительные расходы и сдвинет сроки запуска газопровода, добавляет он.