Проблем с хлебом в Санкт-Петербурге не будет, заверяют в Министерстве сельского хозяйства. «Минсельхоз мониторит распределение вагонов для перевозки зерна, и их хватит как для внутренних нужд, так и для экспорта», — заверил представитель Минсельхоза «РИА Новости».
Он подчеркнув, что в министерстве «внимательно следят» за процессом железнодорожных поставок зерна в российские регионы и «не видят проблем».
Вопрос дефицита привозных мощностей поднял губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, как написали сразу несколько изданий, обратившись по этому поводу с письмом к вице-премьеру Аркадию Дворковичу.
В своем обращении Полтавченко сообщил, что мукомольные предприятия города в ближайшее время могут столкнуться с дефицитом сырья, так как из-за активного экспорта вагонов для региональных перевозок не хватает.
Это, подчеркивает глава Северной столицы, создает риски срыва сроков поставок, роста себестоимости зерна и остановки производства, а также может привести к дефициту хлебопекарной продукции и росту цен на хлеб.
История дошла даже до Кремля. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что там сообщения о возможном дефиците хлеба в Санкт-Петербурге видели, но за подробностями лучше обратиться в правительство РФ.
«Мы видели сообщения в СМИ об этом, но не обладаем подробной информацией на этот счет», — сказал Песков.
Позже глава Комитета по промышленной политике и инновациям Петербурга Максим Мейскин заверил ТАСС, что правительство города держит ситуацию под контролем, напомнив, что Санкт-Петербург — один из немногих городов России, имеющих собственные резервные хранилища зерна.
«Ситуация под контролем, дефицита зерна в Петербурге нет, проблем в ближайшем будущем мы не видим, но заранее решили обратить внимание правительства на сложившуюся ситуацию на рынке железнодорожных перевозок, который оказался не готов к росту экономики и экспортным поставкам зерна», — сказал чиновник.
В крупнейших мукомольных предприятиях города — Петербургского мельничного комбината, Ленинградского комбината хлебопродуктов им. С. М. Кирова (входят в «Аладушкин Групп») и у ГУП «Продовольственный фонд» — на запрос «Газеты.Ru» о возможном дефиците оперативно не ответили.
В РЖД пояснили, что принимают необходимые меры по обеспечению вывоза всего объема предъявляемого к перевозке груза.
На российском рынке действительно есть проблема с количеством зерновозов для внутренних перевозок, отмечает основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.
Однако эксперт не ожидает, что эта проблема приведет к кризису в отрасли, тем более на фоне ожидаемого высокого урожая.
«Скорее всего, вагоны для поставок зерна будут привезены уже к началу ноября. Даже если задержка продолжится, то срыва сроков поставок, резкого роста стоимости продукции и остановки производства ждать не стоит», — уверен он.
По словам Мейскина, у мукомольных предприятий города есть запас зерна на две-три недели, а в продовольственном фонде города сформирован постоянный резерв, рассчитанный минимум на месяц. Помимо этого есть запас Росрезерва.
Согласно данным Росстата, на 1 октября 2017 года в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях РФ запасы зерна составляли 57,7 млн тонн, что на 16,5% больше прошлогоднего показателя.
При этом в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Санкт-Петербурга насчитывалось 14,2 млн тонн зерна, что на 29,5% превышает прошлогодние запасы на аналогичный период.
В этом сельхозгоду урожай зерна ожидается на уровне порядка 127-130 миллионов тонн. При этом в хранилищах остаются существенные переходящие запасы зерновых с прошлого и позапрошлого годов. Внутренний рынок такой объем переварить не сможет, поэтому необходимо увеличивать экспорт, отмечает Дмитрий Жарский, директор экспертной группы VETA.
По данным Федеральной таможенной службы, за 7 месяцев этого года экспорт продукции АПК увеличился на 18,8%, составив $10 млрд.
По подсчетам «Совэкона», в июле-сентябре объем железнодорожных перевозок пшеницы в РФ на экспорт вырос почти в 1,4 раза до 2,36 млн тонн.
Железнодорожный транспорт оказался по факту не готов к такому спросу на вагоны со стороны экспортеров, поэтому, не исключено, что для обеспечения роста объемов экспорта могут быть частично использованы составы, обеспечивающие снабжение зерном другие регионы, в том числе по северо-западному направлению, рассуждает Жарский.
Тем не менее, РЖД, оставаясь по сути государственной компанией, вряд ли допустит ситуацию, в которой интересы экспортеров перекроют интересы государства в сфере сохранения стабильного предложения зерновых и хлеба в регионах, тем более в Ленобласти и Санкт-Петербурге, одних из самых электорально-активных регионах страны в преддверии 2018 года, подчеркивает эксперт.
С 1 октября РЖД ввела скидку в размере 10,3% к тарифам по экспортным направлениям. Льгота в первую очередь затрагивает транспортировку вагонами пшеницы, ржи, овса, ячменя и бобовых в сторону черноморских портов. В РЖД ТАСС заверили, что
«погрузка зерна и продуктов перемола из Санкт-Петербурга в сентябре 2017 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 44,6%, с начала года рост погрузки составляет почти 46%».
В аналитическом центре АО «Русагротранс» прогнозируют, что уже в октябре экспорт российского зерна может достичь 4-4,3 млн тонн, что почти в полтора раза больше, чем в октябре 2016 года (2,95 млн тонн).
На инвестиционном форуме «Россия зовет!» президент РФ Владимир Путин заявил, что в прошлом году экспорт товаров сельхозназначения превысил экспорт вооружений. «По итогам 2016 года... экспорт продовольствия и сельхозтоваров вырос на 4,9%, что составило $17,1 млрд. За весь 2016 год мы продали оружия на $15,3 млрд» , - сказал он.