У крупнейших мировых банков большие проблемы с прибылью. Об этом говорится в «Докладе по вопросам глобальной финансовой стабильности» Международного валютного фонда (МВФ).
«Хотя многие банки повысили свою рентабельность за счет переориентации бизнес-моделей, несколько таких банков продолжают страдать от унаследованных проблем и недостатков своих бизнес-моделей», — говорится в докладе.
Банки, на которые приходится примерно $17 трлн активов, или приблизительно одна треть общей суммы активов ГСЗБ (глобальных системнозначимых банков), могут по-прежнему иметь недостаточный для долгосрочной устойчивости уровень прибыли даже в 2019 году.
МВФ даже называет конкретные банки, которые получат прибыль ниже среднего. Это Deutsche Bank, Barclays, Citigroup, Societe Generale, Unicredit, Standard Chartered Bank (SCB), Sumitomo Mitsui Financial Group, Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho Financial Group.
То, что эти банки не могут получать достаточно прибыли, не позволит им «сформировать достаточный капитал в будущем, если произойдут опасные потрясения», предполагает финансовый советник и директор департамента денежно-кредитных систем и рынков капитала МВФ Тобиас Адриан.
Таким образом, недополученная прибыль (как пишут аналитики МВФ, она составит менее 8% для каждого из девяти банков в 2019 году) создаст риск для финансовой стабильности этих учреждений.
Эксперты подчеркивают, что называть конкретные банки в целом абсолютно нетипично для МВФ. «Странно, что МВФ отошел от обычной чрезвычайно нейтральной риторики и назвал банки, которые могут «рухнуть», — констатирует аналитик «Финам» Алексей Коренев.
Если исключить из сообщения названия банков, предупреждение в целом вполне уместно, считают аналитики. В банковском секторе опять копятся риски, и эксперты не исключают повторения ситуации 2008 года.
Фонд просто реагирует на то, что после кризиса 2008 года все старания регуляторов добиться снижения уровня рисков в глобальной банковской системе ни к чему не привели,
отмечает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
Фактически эксперты МВФ отмечают, что уровень риска по-прежнему находится на довольно опасных значениях и в случае краха одного из этих банков ценой реакции не избежать, считает Деев. То есть воспринимать доклад МВФ стоит как констатацию того, что банковская система уязвима перед новым кризисом.
При этом снижение прибыли многими банками из числа глобально системно значимых объясняется рядом причин, отмечают эксперты.
«Низкие процентные ставки, вызванные целой серией мер «количественного смягчения» со стороны ведущих центробанков мира, начиная с кризиса 2008-го года, привели к существенному снижению процентной банковской маржи. И многие крупные кредитные учреждения уже длительное время находятся на грани рентабельности»,
— отмечает Алексей Коренев.
По его мнению, рухнуть банки могут в случае форс-мажорных обстоятельств, сравнимых с кризисом 2008 года (финансовый кризис тогда начался с ипотечного кризиса в США).
Если это произойдет, то эксперты предполагают, что национальные регуляторы вынуждены будут вновь спасать значимых игроков финансового и страхового рынков. Несмотря на масштабный кризис Leman Brothers, AIG и General Motors живы и продолжают работать, успокаивает Коренев.
Как отмечает аналитик ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, особенно плохая ситуация сейчас у европейских банков: если Citigroup или JPM демонстрируют рентабельность капитала на уровне 7%, то дыра в капитале европейских банков оценивается примерно в 500 млрд евро.
«В США перспективы банков лучше из-за роста экономики на 2,2% в год и ожидания роста ключевой ставки в следующем году. Это будет увеличивать прибыль банковского сектора. В Еврозоне рост ВВП пока остается на уровне 2,3%, но бизнес банков там развивается хуже: ставки низкие, темп роста кредитов экономике хотя и поднялся до 2,7%, но все еще намного ниже, чем 10 лет назад», — говорит эксперт.
В России, судя по отчетности банков, ситуация с прибылью у банков лучше. Впрочем, во многом это зависит от того, как считать. Так, за первое полугодие 2017 года ЦБ радостно отмечал, что прибыль банковского сектора достигла максимального значения — 770 млрд рублей.
Однако статистика за девять месяцев это года показала другую картинку. В целом, как отмечалось в материалах ЦБ, прибыль банков за девять месяцев по сравнению с предыдущим периодом сократилась до 675 млрд рублей.
Произошло это из-за разового признания отрицательного финансового результата банковских групп (Бинбанка и Открытие), головные организации которых проходят процедуру финансового оздоровления в рамках нового механизма с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора.
Без учета финансового результата таких банковских групп прибыль банковского сектора выросла и составила 1,1 трлн рублей, отмечается в материалах ЦБ.
Но высокая прибыль российских банков не гарантия устойчивости системы. «Скелетов в шкафу» у российских банков, которые последовательно находит ЦБ с момента начала кампании по очистке банковского рынка, также хватает. С 2013 года по 1 сентября 2017-го лицензий в России уже лишилось 346 банков.
Как отмечалось в недавнем отчете S&P Global Ratings, проблемные банки выстраивают бизнес-модели таким образом, что все усилия направляют на поддержание притока денежных средств, а по мере ухудшения ситуации менеджмент проблемных банков часто старается завысить регулятивные показатели капитализации с целью отсрочить отзыв лицензии, используя для этого различные бухгалтерские уловки.
Недавно рейтинговое агентство Fitch Ratings вообще выступило с прогнозом, что число банков в России может сократиться в два раза за четыре года. Учитывая уже существующие проблемы в отрасли, надеяться на то, что в случае нового кризиса его последствия не затронут российские банки, не приходится.