Кризис на рынке авиаперевозок и туризма, вызванный финансовыми проблемами авиакомпании «ВИМ-Авиа», вышел на уровень главы государства. В среду, 27 сентября, на встрече с членами кабинета министров Владимир Путин подверг резкой критике профильных чиновников — министра транспорта Максима Соколова и вице-премьера Аркадия Дворковича.
«Мы вчера с министром на этот счет разговаривали. Максим Юрьевич мне сказал о том, что эта компания полностью соответствовала всем критериям. Он мою реакцию знает, не буду [ее] повторять, но в одной части повторюсь: если вы выработали такие критерии, то чего они стоят?» — спросил Путин.
По его словам, десятки тысяч людей оказались в сложной ситуации, и такое происходит не в первый раз. «Бизнес не для бизнесменов, а для людей, которые пользуются этими условиями», — заявил он.
Президент объявил главе Максиму Соколову о неполном служебном соответствии. «Если справитесь с ситуацией, то подумаем, что делать с этим неполным служебным соответствием. Не справитесь — тоже подумаем», — заключил Путин.
Досталось от президента вице-премьеру Аркадию Дворковичу, который «недостаточно уделяет внимания транспортной системе».
«Мы сейчас с председателем правительства обсуждали это, я обращаю внимание курирующего транспорт вице-премьера... Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом», — сказал президент.
Дворкович уже не первый раз попадает в подобную ситуацию. В феврале 2015 года он дважды получал от Владимира Путина замечание за остановку пригородного железнодорожного сообщения и резкий рост тарифов на перевозки электричками.
«Перестали ходить электрички в регионы, вы что, с ума сошли?», — задавал Дворковичу вопрос Владимир Путин.
Спустя неделю президент вновь вернулся к этой теме: «Вы неудовлетворительно провели анализ всей ситуации, вот и все. Вы же должны это понимать, чувствовать это. Ситуация, при которой в Марий Эл тариф был 22 рубля, а стал 89, в Забайкальском крае — 22, а стал 90, неприемлема».
Спустя месяц пригородное железнодорожное сообщение было восстановлено, регионы получили компенсацию из федерального бюджета, сглаживающую рост тарифов, а Аркадий Дворкович остался на посту вице-премьера и продолжил курировать транспорт. Как будет на этот раз, пока непонятно.
Между тем, проблема с перевозкой пассажиров «ВИМ-Авиа» продолжают сохраняться. На вторник, 26 сентября, только за границей оставалось почти 39 тысяч человек, перевозка которых осуществляется в рамках чартерной программы.
Сама авиакомпания 27 сентября заявила, что «в настоящий момент компании необходимо вернуть домой около 16 тыс. пассажиров, перевезенных чартерными рейсами».
В «ВИМ-Авиа» отметили, что в данный момент «работает антикризисный штаб», а «26 сентября было выполнено максимально возможное в данных сложных экономических условиях количество регулярных рейсов авиакомпании в Благовещенск, Анадырь, Санкт-Петербург, Симферополь, а также КНР».
«Пассажиры, которые приняли решение произвести возврат билетов, могут осуществить это в порядке, установленном законодательством РФ и подробно описанном на сайте авиакомпании», — говорится в сообщении перевозчика.
Кроме того, «ВИМ-Авиа» заявила, что обратилась к правительству «с просьбой рассмотреть возможность срочного предоставления госгарантий для оплаты топлива для вывозных рейсов». По неофициальным данным, речь идет о сумме 840 млн рублей.
По данным Росавиации общая кредиторская задолженность авиакомпании составляет около 7 млрд рублей, а ее самолеты сейчас арестованы в Турции, Бельгии и Франции.
«В Минфин России письмо официально не поступало», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе ведомства. В Минтрансе на запрос не ответили.
На прошлой неделе собственник «ВИМ-Авиа» (компания записана на Рашида Мурсекаева и его жену) сам обратился в Росавиацию за помощью в переговорах с кредиторами, отметил глава Росавиации Нерадько, выступая в среду Госудуме. При этом ранее собственник заверял, что ситуация стабильна и «прекращение операционной деятельности не прогнозируется».
По словам Нерадько, собственник «ВИМ-Авиа» не явился на последнее совещание регулятора по ситуации с компанией. «Предполагаю, что владельца «ВИМ-Авиа» уже нет в России», — сказал он.
Глава Росавиации также заявил, что, по результатам последней проверки, проведенной по итогам 2016 года, авиакомпания относилась к первой, наилучшей группе по своему финансово-экономическому состоянию. «Отчетность компании свидетельствовала о полном финансовом благополучии» и поэтому, в соответствии с действующим законодательством, «у Росавиации не было никаких оснований вводить ограничения в деятельность авиакомпании».
В то же время банкротство «ВИМ-Авиа» дало повод главе Росавиации напомнить про идею создания страхового резерва в сфере авиаперевозок.
Страховой сбор в размере 10 руб. с одного билета при существующем объеме перевозок около 100 млн пассажиров в год позволит создать резерв порядка 1 млрд рублей, уверен Нерадько. При этом он признал, что сами авиакомпании выступают против такого предложения.
В свою очередь, председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил срочно разработать законопроекты, которые позволят предотвратить повторение ситуации с авиакомпанией «ВИМ-Авиа». «Плохо то, что мы постоянно наступаем на одни и те же грабли, это недопустимо», — констатировал он.
Эксперты отмечают, что изменение предъявляемых к авиакомпаниям критериев не поможет изменить ситуацию на рынке.
Ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко считает правовые нормы и критерии адекватными. «Проблема в некомпетентности Федерального агентства воздушного транспорта», — считает он.
Вполне возможно, что совершенствовать систему мониторинга и критериев можно, отмечает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Вопрос в том, есть ли в Росавиации и Минтрансе специалисты, которые могут изучать финансовые документы компаний таким образом, чтобы на раннем этапе диагностировать финансовые проблемы.