После ликвидации РАО «ЕЭС России» электрические сети различного класса напряжения оказались разбросаны по множеству компаний. Выстроенная система взаимодействия между ними была не самого лучшего качества.
Ключевой развилкой того времени, а может быть и текущего момента, являлась возможность приватизации этих разрозненных сетевых компаний, вышедших из-под крыла РАО «ЕЭС». Однако я согласен с тем, что приватизировать компании, находящиеся в статусе естественных монополий и регулируемых государством, не самая хорошая идея. Приватизация приносит плоды, когда компания работает в конкурентном рыночном сегменте. Когда же компания получает доход из тарифа, утверждаемого государством, вся конкуренция строится вокруг административного ресурса и не приводит к повышению эффективности.
Альтернативой повышению эффективности через приватизацию, на мой взгляд, является создание единой системы управления электросетевыми компаниями.
На момент фактического начала работы «Россети» в 2013 году шесть распределительных сетевых компаний находились в критическом финансовом состоянии, общий долг группы составлял 550 млрд рублей, чистый убыток – 159 млрд руб. В то время каждое дочернее зависимое общество (ДЗО) функционировало исходя из тех реальностей, которые были на местах в регионах — не было никаких единых стандартов и требований. Не было организовано взаимодействие компаний при аварийных и внештатных ситуациях, информационная база формировалась на основании несистематизированной отчетности ДЗО и не верифицировалась. В результате любая внештатная или аварийная ситуация превращалась в ЧП регионального масштаба.
Поэтому первое, с чего начал Олег Бударгин, первый президент «Россетей», — это стандартизация всех процессов, начиная от инвестиционной политики, заканчивая системами управления закупками обществ, бизнес планирования, созданием регламентов по технологическим процессам. Сейчас все входящие в холдинг ДЗО работают по единым стандартам в рамках бизнес-процессов холдинга. Это позволило повысить операционную эффективность, улучшить прозрачность всего холдинга. Удалось не только не допустить финансового краха отдельных предприятий, а такой риск был, но и вывести их на показатели прибыли. Таким образом, порядка стало больше. Следующий важный шаг, который был реализован – это работа по повышению доступности энергетической инфраструктуры. В 2012 году наша страна находилась на 183 месте по индикатору «подключение к системе электроснабжения» в рейтинге Всемирного банка, а сейчас – на 30-м. Что это принесло потребителям? Средняя плата для потребителей до 150 кВт за присоединение к распределительным сетям снизилась вдвое, радикально упростились сами процедуры присоединения, что почувствовали, конечно, все группы потребителей, но в первую очередь — малый и средний бизнес.
Ключевой задачей для любой сетевой компании является снижение потерь при передаче электроэнергии. Надо отметить, что «Россети» добились сокращения потерь с 9,9 до 8,8%. Кажется, всего 1%, но каждый процент – это десятки миллиардов сэкономленных рублей, что позволяет, в частности, снизить темпы роста тарифов на электроэнергию. Отрадно, что снижение уровня потерь идет на фоне повышения надежности энергоснабжения и существенного снижения аварийности.
Не менее важны, на мой взгляд, реформы в сфере корпоративного управления. Запущены процессы по объединению дочерних структур. В частности, объединятся ПАО «МРСК Центра» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья». Уже в этом году экономический эффект может составить несколько миллиардов рублей. В скором времени возможны и другие значимые объединения электросетей на региональном уровне. По-новому взглянули на роль России в глобальной электроэнергетике, сделали нашу страну активным участником не только межгосударственного диалога, но уже конкретных международных проектов в области электроэнергетической интеграции. На последнем Восточном экономическом форуме активно обсуждался вопрос строительства электрического супер кольца между Японией, Китаем, Кореей, Монголией и Россией. ЕЭС России обладает большим резервом генерирующих мощностей, в то же время у нас самая низкая цена электроэнергии. Поэтому такая интеграция через «Россети» позволит повысить эффективность всех энергосистем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.