Поиски ответа на вопрос почему уезжают пилоты на этой неделе привели к дискуссии между двумя маститыми экономистами: известным либералом, профессором финансов испанской IE Business School Максимом Мироновым и докторантом Стэнфордского университета (США) Иваном Королевым. «Газета.Ru» приводит избранные выдержки из их дискуссии.
Призрак мополизма
Максим Миронов основными причинами оттока пилотских кадров из России он называет монополизм «Аэрофлота» на рынке авиаперевозок и привязку зарплат к МРОТ, что, якобы, не позволяет платить пилотам «как в Китае». Решить же эту проблему, по его мнению, можно простым и сакраментальным методом регулирования рынка, который сам «исправит те искажения, которые создали монополисты».
«Безусловно, пилоты – это высокооплачиваемые сотрудники, зарплаты которых существенно выше МРОТ, - пишет экономист. - Однако анализ кейса зарплат пилотов позволяет показать, как монопсония занижает уровень труда по сравнению с тем уровнем, который бы установился в конкурентной экономике. (…) В России на этом рынке действует, по сути, монополия. Группа Аэрофлот (которая включает авиакомпанию «Россия» и «Победу») контролирует почти половину рынка и может диктовать свои правила игры и пассажирам, и сотрудникам».
Приводя в пример кейсы ряды мировых авиакомпаний, Миронов утверждает, что «Аэрофлот» «может поднять зарплату своим сотрудникам в два раза, при этом продолжая нормально функционировать».
Все дело в налогах
Оппонентом Миронова выступил Иван Королев из Стэнфордского университета: «На мой взгляд, в тексте Миронова есть серьезные ошибки, и весь анализ базируется на крайне спорных предположениях. Рыночная доля Аэрофлота составляет примерно 40-45%, до textbook case монопсонии это еще очень далеко. На рынке авиакомпаний есть и S7, и Ютэйр, и Уральские Авиалинии. Более того, в Китае, куда российские пилоты бегут за высокими зарплатами, рыночная доля крупнейшей группы компаний равна 27%, а доля четырех крупнейших групп - 89%, что намного выше, чем в России».
Оценивая уровень заработных плат пилотов в России и его соотношение с зарубежными аналогами, Иван Королев предоставляет слово реальному представителю российского летного состава (по причинам, видимо, корпоративного характера предпочетшему остаться анонимным): «Говоря откровенно, до девальвации 2014-го года зарплаты российских пилотов в крупных (и не очень) авиакомпаниях в долларовом эквиваленте были весьма неплохими в сравнении с рынком Европы, США и того же Залива. Более того, стартовые условия для молодого пилота в России были на порядок лучше — практически любой, ставший обладателем свидетельства пилота (…), мог прийти в авиакомпанию на В737 или А320 и сразу получать много больше денег и дней отпуска, чем его европейские или американские коллеги (отмечу, что и сегодня стартовые условия для молодых в России много лучше)».
И, наконец, почему же мерилом благосостояния капитанов воздушных судов внезапно оказалось сравнение с жалованием, которые получают их коллеги в Китае? По мнению Ивана Королева, «Китай является исключением, потому что там феноменальные темпы роста рынка и острая нехватка пилотов. Именно поэтому китайские авиакомпании предлагают пилотам зарплаты на порядок (примерно в полтора раза) выше, чем в США, не говоря уж о России. Но Китай - исключение, поэтому ориентироваться на китайские зарплаты не имеет смысла. Туда бегут пилоты не только из России, но и из США с Европой, где никакой монопсонии уж точно нет. Так что относительно низкую зарплату пилотов в России и миграцию пилотов в Китай можно объяснить без всякой монопсонии, просто введя в модель неоднородность пилотов по качеству».