На этой неделе Дональд Трамп подписал законопроект, предусматривающий введение новых антироссийских санкций. Он подразумевает сокращение срока кредитования для уже находящихся под санкциями российских банков с 90 дней до 14, а российских энергетиков — до 30 дней.
Отдельное внимание в американском законе уделено российскому газопроводному проекту «Северный поток – 2», как «пагубно влияющему» на энергобезопасность ЕС, развитие газового рынка Центральной и Восточной Европы и энергетические реформы Украины.
В российском правительстве и администрации президента никакой паники по поводу новых ограничений нет, хотя премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что санкции «будут сохраняться десятилетиями, если не произойдет какое-то чудо».
Глава Минэкономразвития Максим Орешкин считает, что ужесточение антироссийских санкций не повлияет на курс рубля. Ведомство не станет пересматривать свой макропрогноз из-за санкций, отметил он.
Госкомпании, попавшие под санкции, также не переживают. Глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что новые санкции Вашингтона направлены в большей степени на президента США Дональда Трампа и иностранные компании, а не на Россию.
В частности, глава «Роснефти» отметил, что американская нефтяная компания ExxonMobil уже понесла убытки.
«Мне жаль, что Exxon пострадал, два миллиона долларов им выписали штраф за общение с нами. То есть санкции начинают работать против тех, кто их вводит», — подчеркнул он.
По его словам, «Роснефть» намерена наладить свою работу таким образом, чтобы минимизировать влияние новых американских санкций.
Обвала рубля из-за санкций не будет
Для россиян новый санкционный закон США останется преимущественно новостью из телевизора. Почувствовать его на своем кошельке они смогут лишь опосредованно — курс рубля, по мнению аналитиков, останется слабым в ближайшее время.
По словам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, против рубля играют и санкции, и общая слабость валют развивающихся рынков, и ситуация на рынке энергоносителей.
Как отмечал заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин,
уже к началу осени курс рубля будет находиться в диапазоне 61–63 за доллар.
Но если не случится какого-то обвала нефтяных котировок, ждать новой глубокой девальвации из-за санкций не стоит.
«Эффект в виде удорожания продукции в магазинах и товаров народного потребления россияне уже испытали в 2015 году, и в 2016 году мы наблюдали относительную стабилизацию. При этом сами доходы россиян из-за санкций существенно не выросли, но, несмотря на это, новый пакет от США не сможет внести коррективы в повседневные расходы россиян»,
— отмечает генеральный директор ИК «Форум» Роман Паршин.
Неважно, три месяца или две недели
Российские банки, находящиеся под санкциями, уже адаптировались к тому, что из-за санкций им не выдают кредиты, говорят эксперты.
«Не очень драматичное будет влияние новых санкций против банков — с учетом того, что уже действует ограничение, и разница в сроках три месяца или две недели в этом контексте не такая значимая», — комментировал ситуацию «Газете.Ru» Павел Самиев, управляющий директор Национального рейтингового агентства.
Однако, как объяснил «Газете.Ru» сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, если на крупных банках, которые находятся под санкциями, например как Сбербанк, это никак не скажется, то на мелких игроках может отразиться весьма ощутимо.
В новый расширенный пакет санкций попали в том числе банки, находящиеся в Крыму. В черном списке также значатся Индустриальный сберегательный банк, банк «Рублев», Черноморский банк развития и реконструкции, банк «Северный кредит», банк «Таатта», банк «Центр международных расчетов» и КБ «Ярославич» (ВВБ).
По словам Данилова-Данильяна, санкции для мелких банков могут привести к проблемам с прибылью, что, естественно, банки компенсируют за счет своих клиентов, изменив условия предоставления услуг.
Инвестиционная непривлекательность
В целом санкции действительно не нанесут российской экономике серьезного удара. Она уже адаптировалась к низким ценам на углеводороды и предыдущим ограничениям, государственные финансы устойчивы, уровень долга низкий.
Новые санкции США, введенные против России, не смогут повлиять на суверенные кредитные рейтинги страны, говорится в пресс-релизе международного рейтингового агентства S&P Global Ratings, поступившем в «Газету.Ru».
«В своем прогнозе мы уже учли, что существующие санкции со стороны США и ЕС останутся в силе в течение периода действия нашего прогноза. Наш прогноз для России остается неизменным», — сказали эксперты.
Также в S&P подчеркнули, что специалисты ожидают возвращения к росту российской экономики в 2017 году, вызванному повышением цен на нефть и газ, ростом реальной заработной платы и смягчением денежно-кредитной политики.
Проблема для России в том, что страна теряет свободный доступ к западным технологиям в ключевой нефтегазовой отрасли, а также становится инвестиционно непривлекательной на длительный срок.
В этом году иностранные инвесторы уже активно выводят деньги из российских акций. По данным EPFR, за пять последних месяцев они вывели из фондов, ориентированных на Россию, около $2 млрд. За неполный июль фонды потеряли около $300 млн. Новых проектов в реальном секторе также немного.
Если будет выбор, инвесторы будут выбирать партнеров из других стран, а не России, говорит Антон Данилов-Данильян. Таким образом наша страна просто станет нежелательным контрагентом, считает эксперт.
И если наших совместных проектов с Китаем это не коснется, то уже на осуществлении проектов с Гонконгом, Вьетнамом, Малайзией, Японией, Индонезией, странами, активно работающими с США, это отразится, полагает Антон Данилов-Данильян.
Как резюмируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), введение санкций в целом препятствует нормальному осуществлению деловой активности.
Стоит отметить, что Россия и сама подливает масла в огонь. Например, попытка обойти санкции с турбинами Siemens может закончиться сворачиванием проектов немецкого бизнеса в нашей стране. Хотя каждый инвестор сегодня на вес золота.