По параметрам НАТО
Восточная Европа отгораживается от России — не только санкциями, но и заборами. Первопроходцем стала Эстония. Власти два года обсуждали, какой забор приличествует этому случаю. Какой высоты, какой ширины должна быть контрольная полоса, с какими системами видеонаблюдения. И в конце концов определились с параметрами.
«Мы возведем забор высотой 2,5 м примерно на 90 км», — рассказал порталу Delfi глава МВД республики Ханно Певкур. На пограничной полосе появится патрульная тропа шириной не менее 2 м и контрольная линия шириной до 8 м, будут также установлены преграды для животных, шлагбаумы, пограничные столбы, предупреждающие знаки и освещение.
«Эстония нуждается в современной госгранице, достойной быть внешней границей Европы и НАТО», — считает эстонский чиновник.
На заболоченных участках границы планируется поставить лишь пограничные столбы, а на Чудском озере разместить 600 буйков. Следить за безопасностью собираются с помощью видеокамер и беспилотников.
Латвийская стена выше
За Эстонией потянулась Латвия. Латвийско-российская стена будет немного выше — 2,7 м. Сначала Латвия намерена возвести 24 км стены, после общая протяженность конструкции будет доведена до 92 км. Забор должен быть оснащен камерами видеонаблюдения и сенсорными системами. Завершить строительство планируется в 2020 году.
Рига также объявила, что ограду поставят и на границе с другим соседом — Белоруссией. Здесь проходит внешняя граница Евразийского экономического союза. Планировался бетонный забор на отдельных участках границы.
Евросоюз, впрочем, денег на этот проект пока не выделил, а на свои средства латвийские власти обустраивать границу не спешат.
Для начала решено, что государство будет заниматься выкупом земельных участков вдоль границы с Белоруссией.
Литва: церемония закапывания
У Литвы также имеется госграница и с Белоруссией, и с Россией, а точнее, с российским эксклавом — Калининградской областью, бывшей Восточной Пруссией. Литва еще в прошлом месяце начала строительство забора, чтобы отгородиться от Калининградской области. «До конца года это ограждение будет возведено на литовской стороне на участке протяженностью 44,6 км», — сообщали местные СМИ со ссылкой на Службу охраны государственной границы республики.
Здесь будет построен металлический сегментный забор примерно двухметровой высоты с дополнительным оборудованием, уточнили пограничники. Церемония закапывания первого столба прошла в деревне Рамонишкю. Ограждение будет находиться на участке границы трех государств: Литвы, Польши и России. Но 44,6 км — это лишь часть 145-километровой сухопутной границы с территорией России (Калининградская область). Литва планирует полностью закрыть сухопутную границу с Россией — от реки Неман на севере до Виштынецкого озера на юге.
Водная часть границы (109 км) проходит по Неману, она уже была оборудована системой видеонаблюдения. Новый приграничный забор установят и здесь, теперь по суше, вдоль реки.
«В нашей программе четко указано: цель — чтобы к 2020 году граница с Белоруссией и Калининградской областью охранялась при помощи современных средств», — поясняли ранее литовские чиновники.
Восстановление колючего прошлого
Если посмотреть на карту Восточной Европы, то заборы можно обнаружить и на юге, и на севере от наших европейских соседей. Южнее стран Балтии — Украина. Там граница местами уже укомплектована забором. Украина начала возводить стену уже после присоединения Крыма к России — в 2015 году. Протяженность стены — 2 тыс. км. Из них 400 км — мятежные самопровозглашенные республики. Стоимость — 4 млрд грн. Срок окончания строительства — 2018 год.
Севернее стран Балтии Россия граничит с Финляндией и Норвегией. Финны утверждают, что не хотят строить заборы. Но та же Эстония в 2015 году отрицала возможность возведения ограждения.
А Норвегия строит. Хотя эта страна граничит с Россией за полярным кругом, что является естественным препятствием для желающих прорваться в страну нелегально. До распада СССР здесь уже была проволочная стена. В 90-е, после распада Союза, норвежская сторона настаивала на демонтаже советских пограничных заграждений. Колючку в итоге убрали.
Но в прошлом году официальный Осло распорядился приступить к строительству нового забора высотой 3,5 м. Пока возвели только 200 м возле КПП Стурскуг — Борисоглебск. Всего же протяженность российско-норвежской границы составляет почти 200 км. Такой километраж богатую Норвегию не остановит.
Почем заборы от народа?
Забор на границе — дорогое удовольствие. Литва объявила, что первая часть забора длиной 44,6 км обойдется госбюджету страны в €1,3 млн. То есть стоимость 1 км забора равна примерно €30 тыс., не считая его обслуживания.
В среднем же примерно в €26 тыс. обойдется каждый километр забора для Литвы. Общая протяженность запланированной ограды — 135 км стоимостью €3,5 млн.
Врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов в шутку посоветовал Литве закупать для забора не проволоку, а кирпичи, которые производятся на одном из российских приграничных заводов.
Стоимость забора, похоже, напрямую зависит от того, за чей счет он возводится. В Эстонии новым обустройством границы с Россией планируют заняться в основном за счет Евросоюза. На 108 км потребуется €71 млн, утверждают эстонские власти. Итого 1 км тянет на €657 тыс. В свое оправдание — почему так дорого? — эстонцы отвечают: верхнюю часть забора необходимо усилить колючей проволокой.
Зачем огород городить?
У тех, кто уже строит новые погранзаборы, и у тех, кто только собирается реализовать заградительные планы, нет внятного ответа, будет ли толк от этой затеи. В случае военного конфликта проволока не остановит. Против отчаявшихся мигрантов тоже вряд ли поможет. Мигрантов на границе РФ — ЕС ловят чуть ли не каждый день. Причем это не только граждане соседних государств, но и беженцы из стран Средней Азии и даже из Вьетнама.
Начальник Государственной службы пограничной охраны Латвии Нормундс Гарбарс считает, что «любое ограждение, за исключением трехметровой стены, можно физически преодолеть».
Решить проблему контрабандной торговли стена тоже не в состоянии. Более или менее внятный мотив есть у Польши, граничащей с Россией, Украиной и Белоруссией (и через последнюю — с Россией). Так вот, экономический совет при совете министров Польши четко заявил, что готов построить забор на границе с Белоруссией и Украиной длиной в 729 км из-за африканской чумы свиней. Ориентировочная стоимость строительства — $27 млн, сообщает Tut.by.
В Польше уже зафиксировано 380 случаев АЧС у диких кабанов, обитающих преимущественно в Белоруссии. Заодно, видимо, решили поляки, забор подкосит и контрабанду дешевого белорусского табака и сигарет, а также станет препятствием для мигрантов.
«Закон о безопасном заборе»
Несмотря на высокие затраты и сомнительную отдачу, страны отгораживаются друг от друга. В 2004 году израильтяне отгородились от Палестины на 700-километровом участке общей границы. Турция с 2014 года возводит 500-километровую стену вдоль границы с Сирией. Здесь планируют поставить трехметровый забор с наблюдательными башнями. Саудовская Аравия в 2015 году начала возведение стены на 900-километровой границе с Ираком.
Самое внушительное заградительное сооружение — проект США на границе с Мексикой. В 2006 году президент Джордж Буш подписал «Закон о безопасном заборе», предусматривающий строительство новых заградительных сооружений местами до 4,5 м высотой и протяженностью 1,1 тыс. км. Уже построено около 1 тыс. км — это треть от общей границы с Мексикой. Дональд Трамп во время своей избирательной кампании заявлял о намерении продолжить возведение стены, чтобы сократить поток мигрантов и вернуть рабочие места американцам. По экспертным оценкам, мегапроект обойдется американским налогоплательщикам в $25 млрд.
Подземные ходы уже прорыты
«Президент Трамп, одобряющий строительство забора на границе с Мексикой, ничего не добьется. У них реальная проблема с перетоком рабочей силы, но мексиканцы уже прорыли десятки подземных ходов, чтобы пробраться в Америку», — говорит «Газете.Ru» Алексей Портанский, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
По мнению эксперта, возведение заградительных сооружений со стороны Евросоюза — это чисто символический шаг. «Это сигнал Брюсселю, что вот, мол, смотрите, у нас есть проблемы с недружественным восточным соседом и мы пытаемся с этим что-то делать, помогите нам», — говорит Портанский.
Затея с заборами — это и попытка сплотить электорат внутри самих стран, тех же Балтии или Норвегии, уточняет Валентина Комлева, декан факультета международного регионоведения и регионального управления Института государственной службы и управления РАНХиГС. По ее мнению, власти, воздвигая заборы, пытаются оказать давление на общественное мнение в силу того, что доверие к самой этой власти снижается, все меньше людей приходят на выборы, все больше недовольных, в том числе действиями России.
Правда, рост негативного отношения заметен не только в бывших советских республиках, но и в «старой Европе» — во Франции, Италии, Венгрии. Brexit— пример такого же рода.
По мнению экспертов, решить проблему, в основе которой лежит геополитика, чисто механическим способом, конечно же, не получится. Никто не хочет новой войны, но если произойдет нечто подобное, то забор точно не защитит.