Украина несет колоссальные убытки из-за военных действий на востоке страны. По подсчетам, которые огласил первый заместитель министра обороны Украины Иван Руснака, прямые убытки от вооруженного конфликта в Донбассе составили около $50 млрд. «На востоке Украины разрушены объекты энергетической, транспортной, социальной и других инфраструктур. Люди остались без рабочих мест», — заявил он.
Большие потери
О том, что война на востоке приводит к огромным потерям, украинские чиновники заявляли неоднократно.
В 2014 году Киев оценивал ведение военных действий в $3–5 млн ежедневно.
В этом году бюджет на усиление обороноспособности страны — закупку и производство нового вооружения, приобретение амуниции для солдат, их обучение и питание — составляет около 5% ВВП.
Коммуникации в зоне боевых действий сильно повреждены, и только на ремонт домов необходимо потратить не менее $5 млрд, около $33 млн необходимо выделить на реконструкцию железнодорожных полотен на востоке страны. Во сколько обойдется ремонт дорог, неизвестно.
Военные действия приводят также и к непрямым убыткам, связанным с блокадой неподконтрольных Украине территорий с начала года.
Промышленность утеряна
На неподконтрольной Украине территории добывается антрацит для ТЭС и ТЭЦ, благодаря которому производится не менее 10–12% всей электроэнергии в стране. Потребность страны в угле составляет около 10 млн т, закупать который теперь придется за границей по формуле Роттердам+ (отпускная цена в порту Роттердама и затраты на его доставку).
Ранее государственное «Центрэнерго» и «ДТЭК Энерго» Ахметова получали антрацит из самопровозглашенных республик стоимостью $25–40 за тонну, в зависимости от его качества.
Теперь Украина вынуждена искать альтернативных поставщиков. О том, что страна намерена закупать у США «миллионы тонн» угля, заявил на прошлой неделе американский президент Дональд Трамп.
Вопрос альтернативных закупок поднимался неоднократно (кстати, премьер-министр Украины Владимир Гройсман говорил, что 9 млн т из 24 млн т угля, потребляемого ежегодно, страна получает именно из Донбасса и альтернативы этим поставкам нет), речь шла о Штатах, ЮАР и даже Австралии. Эксперты отрасли отмечали, что африканский уголь мог бы стать решением проблемы, но оформление контрактов требует значительного времени. Американский же уголь закупать нерентабельно в силу высоких транспортных расходов.
Ранее сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечал, что любые импортные поставки в горизонте 12 месяцев оказались бы более чем на $200 млн дороже угля из Донбасса.
Кроме того, мощность украинских портов на прием угля ограничена 400 тыс. т в месяц (4,8 млн т в год). Тогда как, по экспертным оценкам, дефицит угля на Украине в этом году составит порядка 8 млн т.
Премьер-министр Украины Владимир Гройсман оценил потери горно-металлургического комплекса в $3,5 млрд и сокращение около 75 тыс. рабочих мест.
О проблемах говорит и падение промышленного производства, которое за пять месяцев этого года снизилось на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорится в отчете украинской Государственной службы статистики.
Блокада Донбасса оказывает негативное влияние на украинскую экономику.
МВФ уже скорректировал прогнозируемый рост ВВП Украины в 2017 году с 2,9% до 2%.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что потери составят не менее 2% ВВП, или $1 млрд. «Это негативно скажется на курсе гривны», — прогнозирует эксперт.
По оценкам Национального банка, дефицит текущего счета платежного баланса может увеличиться примерно на $1,8 млрд. В первом квартале года он составил $584 млн.
«Как следствие, прогноз дефицита текущего счета в 2017 году предварительно пересмотрен до $4,3 млрд (январский прогноз — $3,4 млрд). В 2018 году дефицит текущего счета ожидается на аналогичном уровне», — говорится в сообщении НБУ.
Глава крупного украинского банка считает, что все это может привести к девальвации гривны до 29–30 грн за доллар уже осенью, когда спрос на валюту традиционно возрастает из-за покупки Украиной энергоресурсов за рубежом (газ, уголь и нефтепродукты).