За два года — с 2014 по 2016 год — банки, в том числе иностранные, вывели из России около $13,5 млрд (около 750 млрд рублей) через «зеркальные» сделки. Об этом свидетельствуют данные Банка России, которые приводит агентство Bloomberg.
В эти схемы был вовлечен Deutsche Bank, а также другие кредитные организации. При этом Deutsche Bank был самым крупным участником схемы, пишет агентство.
Согласно внутреннему расследованию Deutsche Bank, в 2011–2015 годах такие операции были выявлены на $10 млрд. Название других конкретных коммерческих банков регулятор не сообщил.
Речь идет о так называемых «зеркальных» сделках, когда российский офис Deutsche Bank покупал для своих клиентов деривативы за рубли на внебиржевом рынке, а спустя несколько секунд проводил продажи на аналогичные суммы в долларах на внебиржевом рынке в Лондоне.
При этом Центробанк назвал «зеркальные» сделки одной из самых крупных схем вывода денег из России. Однако объем таких операций снижается.
В первом квартале 2017 года зафиксированный объем «зеркальных» транзакций составляет менее 800 млн рублей. В 2014 году показатель был равен 600 млрд рублей, а в 2016-м уже уменьшился до 17 млрд рублей.
В Банке России «Газете.Ru» подтвердили корректность данных, опубликованных Bloomberg.
О победе над «зеркальными» сделками еще в прошлом году говорил заместитель председателя Банка России Дмитрий Скобелкин.
«Это такая схема, которая в свое время использовалась не только этим банком в других объемах совершенно. Тем не менее резонанс получил Deutsche Bank, но иные банки тоже пользовались такими схемами. Но мы их благополучно совместно с банками, совместно с банковским сообществом, мы их решили», — сказал он в кулуарах конференции Ассоциации российских банков.
В Deutsche Bank на запрос «Газеты.Ru» переадресовали к пресс-релизу начала этого года. Согласно ему, в соответствии с условиями соглашения об урегулировании, Deutsche Bank согласился выплатить гражданские денежные штрафы в размере около 163 млн фунтов. При этом, как отмечали в Управлении по финансовым услугам Соединенного Королевства, банк выделил значительные средства для совершенствования своих мер по борьбе с отмыванием денег.
Ранее британская газета The Guardian сообщала, что в рамках международной схемы по отмыванию денег из России около $740 млн прошли через ведущие банки Великобритании. В марте молдавская генпрокуратура сообщала о ходе расследования уголовного дела об отмывании $22 млрд.
В Кишиневе отмечали, что в рамках расследования дела по отмыванию денег преступниками из России через банки Латвии и Молдавии к расследованию привлекли 16 судей и четыре судебных исполнителя.
Как комментирует начальник департамента финансового анализа и экономических исследований КБ «Альба Альянс» Ольга Беленькая, снижение популярности «зеркальной» схемы, скорее всего, вызвано более жестким контролем со стороны финансовых регуляторов, причем не только в России, но и на зарубежных рынках. «Кроме того, в 2014 году была очень сложная ситуация на российском рынке, сейчас она стабилизировалась», — напоминает Ольга Беленькая.
По словам главного экономиста «БКС Глобал Маркетс» Владимира Тихомирова, вывод средств из России через «зеркальные» схемы действительно стал трудноосуществим.
«Международное регулирование ужесточается, и спустя пару лет такого рода схем останется очень мало, если они вообще останутся. Это лишь дело времени», — уверен эксперт.
По данным ЦБ, в целом объем незаконного вывода средств за рубеж постоянно снижается. В первом квартале этого года он составил 15,2 млрд рублей. В четвертом квартале прошлого года этот показатель был в 2,4 раза выше — 36,9 млрд рублей, а в первом квартале 2016 года с использованием сомнительных операций за рубеж ушло 64 млрд.
Руководитель департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов в конце мая говорил, что если в 2013 году операции с признаками вывода денежных средств за рубеж оценивались в 1,695 трлн рублей, то в 2016 году всего 183 млрд рублей.
Прогресс очевиден, но полностью остановить незаконный вывод средств вряд ли удастся. Росфинмониторинг отмечает, что появляются новые схемы, причем без привлечения банков.
Глава Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, выступая в Совете Федерации 29 мая, рассказал об активном использовании судебной системы для вывода средств.
«Последнее могу сказать, что на сегодняшний день используется очень активно. Это использование судебной системы, когда приходят два юридических лица или физических, не важно, и соглашаются в суде о том, что один должен другому, и переводятся деньги на счет за рубеж. На сегодняшний день сумма по таким уже вынесенным решениям суда, по нашим данным, где-то несколько десятков миллиардов рублей. Мы работаем плотно с судом, но, оказывается, нет до конца возможности у суда переместить в другую плоскость решение. Потому что, как правило, это подкрепляется либо решением суда зарубежной инстанции, либо решением третейского суда. И таких новых форм, новых методов находится очень много», — приводит его слова агентство RNS.