Как заявил президент Украины Петр Порошенко, строительство газопровода является местью России Украине. «Это чрезвычайно серьезная угроза для Украины, которую формирует Россия, цель которой никак не экономическая, не энергетическая.
Цель — лишить Украину $2 млрд, которые она получает за транзит. Это месть за Стокгольм, это месть за решительные антикоррупционные реформы.
И США продемонстрировали нам полную поддержку», — цитирует Петра Порошенко портал «Корреспондент.net».
Президент Украины подчеркивает, что в Кремле недовольны решением суда Стокгольма по спору «Нафтогаза» и «Газпрома».
Судебное разбирательство между «Газпромом» и «Нафтогазом» началось в 2014 году. Причиной стали разногласия по осуществлению контрактов 2009 года на поставку и транзит газа. Российская сторона спора требует взыскать с Украины $37 млрд.
В мае Стокгольмский арбитраж вынес решение, но текст его пока не обнародован. По словам украинской стороны, в нем удовлетворены требования Киева, в частности решено пересмотреть формулу цены начиная с 2014 года и отменен запрет на реэкспорт.
«Северный поток – 2» — вторая ветка уже действующего газопровода «Северного потока», мощность которого составляет 55 млрд кубометров в год. Труба проходит по дну Балтийского моря до побережья Германии, обеспечивая поставки российского газа в Европу, минуя проблемный украинский транзит.
Украинская сторона с самого начала выступала против проекта. Еще экс-премьер Арсений Яценюк предъявлял претензии к «Северному потоку – 2». Он отмечал, что
проект лишит страну транзитного дохода на $2 млрд в год.
США выступают союзником Украины в этом вопросе. Америка планирует продавать в Европу свой сжиженный природный газ по более дорогой цене, чем Россия.
Против «Северного потока – 2» во многом нацелены новые антироссийские санкции, которые приняты недавно сенатом США, но пока не утверждены конгрессом. В законопроекте о расширении антироссийских санкций
называют российский газ «оружием принуждения и запугивания», влияющим на энергобезопасность в Европе.
При этом на прошлой неделе украинский «Нафтогаз» просил США быстрее ввести санкции против участников «Северного потока – 2». Как объяснял глава «Нафтогаза» Андрей Коболев, трубопровод угрожает единству Европейского союза и представляет собой опасность для Украины. Она «направлена против интересов США и против принципа солидарности Европы», цитировал его The Wall Street Journal.
«Непростительно не использовать против него санкции», — отмечал Коболев.
По мнению Андрея Коболева, «Северный поток – 2» расширит возможности «Газпрома» для «злоупотребления своим доминирующим положением на газовом рынке Европы».
Между тем сами европейцы крайне возмущены законопроектом об антироссийских санкциях. В частности, Европейская комиссия призвала США впредь сначала согласовывать с партнерами подобные действия, а некоторые еврочиновники открыто обвинили США во вмешательстве в свои внутренние вопросы и желании занять европейский рынок. Министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль и федеральный канцлер Австрии Кристиан Керн заявили, что введением новых санкций США пытаются надавить на европейские компании и преследуют свои экономические интересы.
«С вызывающей удивление откровенностью в одобренном США законопроекте сказано о цели его принятия: речь идет о продаже американского сжиженного газа и вытеснении российских поставщиков природного газа с европейского рынка. Энергоснабжение Европы — это дело Европы, а не Соединенных Штатов»,
— пишут они в совместном письме. При этом в совместном заявлении также отмечается, что угрозы штрафами со стороны США компаниям, которые участвуют в проекте «Северный поток – 2», привносят «очень негативные качества в европейско-американские отношения».
Финансовое участие в проекте «Северный поток – 2» принимают пять европейских компаний: французская Engie, австрийская OMV, британо-нидерландская Royal Dutch Shell и германские Uniper и Wintershall. В частности, ранее стало известно, что они предоставят €4,75 млрд на реализацию проекта «Северный поток – 2», по $950 млн каждая. В целом западные партнеры «Газпрома» должны обеспечить 50% финансирования проекта.
При этом санкции США вряд ли окажут сильное влияние на осуществление проекта, комментировали эксперты ранее «Газете.Ru».
«Решение об участии европейских компаний в проекте было подписано до введения санкций, и уже пришел первый платеж в компанию, являющуюся оператором проекта «Северный поток – 2». Закон обратной силы не имеет, и применить санкции на стартовавший уже проект нельзя», — отмечал генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Между тем в «Газпроме» не понимают, как можно связывать разбирательство в Стокгольме и осуществление проекта «Северный поток – 2». «Это два разных события, произошедших в разное время. Проект «Северный поток – 2» мы начали задолго до решения Стокгольмского арбитража, поэтому комментировать тут нечего. Проблемы с осуществлением проекта есть, их масса, однако мы с ними боремся», — прокомментировал ситуацию «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов.