Выделение кредита стало своеобразным признанием действий левого греческого правительства, которое пошло на непопулярные реформы, чтобы избежать дефолта из-за обязательств по выплатам кредиторам в следующем месяце.
«Наконец мы увидели свет в конце тоннеля», — заявил журналистам министр финансов страны Эвклид Цакалотос после завершения встречи с европейскими коллегами.
Соглашение дает другим инвесторам ясность относительно того, что Греция может справиться с имеющейся долговой нагрузкой и со временем вернуться к заимствованиям на рынке. Учитывая желание МВФ увидеть «больше конкретики» в вопросах по облегчению бремени задолженности Греции, министры финансов еврозоны отметили в своем заявлении, что в 2018 году будут готовы рассмотреть вопрос о продлении сроков погашения кредитов и допустимых отсрочек платежей по ним в диапазоне от нуля до 15 лет. Средний срок выплаты кредитов сейчас составляет 30 лет, отмечает Reuters.
Премьер-министр Греции Алексис Ципрас почти два года рассказывал соотечественникам о том, что долговая сделка и включение в программу количественного смягчения Европейского центрального банка (ЕЦБ) создадут в стране условия для инвестиционного бума, который позволит перенести последствия режима жесткой экономии. Простые греки уже переставали верить речам политика, а соотношение государственного долга к ВВП составляет 179%.
«Я знаю, что пенсии будут сокращены еще на 20%, снизится заработная плата. А что такое «количественное смягчение»? Должны ли мы все быть экономистами, чтобы понимать, о чем говорят политики?» — говорит 60-летний строитель из Коринфа (промышленный центр в 80 км к западу от Афин) Панагиотис Куинис.
По его словам, в течение последних восьми лет почти непрерывного кризиса вести бизнес в стране становится все сложнее, деловая жизнь практически остановилась.
Чтобы облегчить бремя задолженности, греческому правительству пришлось согласиться с требованиями МВФ (и министра финансов Германии Вольфганга Шойбле) о сокращении пенсий на 18% и повышении налогов, которые вступят в силу с 2019 года. Решение вызвало волну недовольства в обществе, дело дошло до массовых акций протеста на улицах греческих городов. «Правительство Греции выполнило свою часть сделки. Теперь министры стран Евросоюза должны подтвердить устойчивость греческого долга», — заявил член исполнительного совета ЕЦБ Бенуа Кер в интервью Bloomberg Television в понедельник.
Пока европейские министры совещались в Люксембурге, пенсионеры со всей Греции собрались перед парламентом страны на площади Конституции, чтобы выразить протест против уже введенных мер экономии.
«Я приехал в Афины с Пелопоннеса, потому что борьба продолжается. Будучи застройщиком, я делал выплаты в пенсионный фонд почти 50 лет, а теперь правительство уменьшило мою пенсию на 50%. Если им потребуется сократить ее еще раз, у меня ничего не останется», — рассказал журналистам 80-летний Никос Агнагностопулос. Как отмечает The Guardian, в Афинах собралось более 2 тыс. ровесников Агнагностопулоса, которые прошли с маршем протеста по центру столицы.
В то время как меры стимулирования ЕЦБ, в том числе программа закупок активов, оживляют экономику остальной еврозоны, производительность в Греции остается на прежнем уровне, а прогноз по экономике страны является самым пессимистичным в регионе. Однако, по словам источника, знакомого с этим вопросом,
ЕЦБ не планирует включать греческие облигации в программу количественного смягчения в обозримом будущем, пишет Bloomberg.
«Долг стал тормозом роста в то время, когда греки должны были иметь возможность восстановить свою жизнь», — написал Алексис Ципрас в статье для Die Welt.
Несмотря на некоторые признаки подъема промышленного производства, ВВП Греции в значительной степени зависел от потребителей и процветающего туристического сектора. В первые годы кризиса экономика страны сократилась почти на четверть, и отсутствие рецессии с 2015 года (а также рост на 0,4% в начале 2017 года) пока не помогло ей восстановиться до прежнего уровня: в течение последних десяти лет рост наблюдался лишь два квартала подряд, но не более того. Уровень сбережений Греции был отрицательным с 2014 года и на конец 2016 года находился на уровне –8,9%, согласно данным Греческого статистического управления.
Консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers в марте заявила, что инвестиции в инфраструктуру упали за время кризиса, в результате чего отставание по запланированным и незавершенным проектам составило более €21 млрд. В частности, речь идет о железнодорожных перевозках, вывозе отходов, строительстве дорог и портов. Местные жители отмечают, что в нынешней ситуации рост может стимулировать только государственный сектор, потому что частное предпринимательство «было убито», а иностранные инвесторы не будут вкладываться в местные проекты, учитывая сложности с налогообложением (ставка корпоративного налога в Греции составляет 29% — один из самых высоких показателей в ЕС).
Бывший министр финансов Греции Георгиос Папаконстантину заявил, что в долгом невыполнении кредиторами обещаний по облегчению долгового бремени виновата Германия, пишет CNBC.
«Похоже, мы находимся в заложниках между конкурирующими требованиями МВФ с одной стороны и Германии — с другой», — отметил Папаконстантину. Он пояснил, что, если бы Германия согласилась на облегчение задолженности Греции на встрече министров финансов еврозоны в прошлом, это позволило бы МВФ присоединиться к спасению и дать стране дополнительный кредит. И хотя деньги МВФ обходятся Греции дороже, поддержка фонда дает больше доверия к реформам, которых требуют европейские кредиторы.
Нежелание Германии идти на уступки объясняется просто: часть правительства страны опасается, что большая финансовая помощь Греции может стоить ей голосов во время сентябрьских выборов в бундестаг, отмечает Deutsche Welle.
Впрочем, недовольство «слишком щедрой» поддержкой Греции выражали и другие страны ЕС, особенно из восточной — менее обеспеченной — части блока.
Между тем Франция, которая пытается помочь странам преодолеть разногласия по вопросу о долге, предложила автоматически сокращать выплаты по кредитам, когда Греция не будет соответствовать целевым показателям роста. Некоторые политики рассматривают это предложение как шаг в правильном направлении, но сомневаются, что этого будет достаточно, чтобы убедить ЕЦБ включить Грецию в программу покупки облигаций, особенно если МВФ придет к мнению, что страна может справиться с долгом. Другие участники еврозоны пока выступают против предложения Франции.
Хотя ЕЦБ не стремится включать греческие облигации в программу количественного смягчения, доходность по ним в последнее время куда выше, чем по облигациям других европейских стран, поскольку перспектива заключения сделки с кредиторами снизила риск дефолта. Однако в целом за год они существенно обесценились: в среду доходность по греческим облигациям, подлежащим погашению в 2019 году, упала на 20 базисных пунктов, до 4,94%, в то время как год назад они торговались с доходностью 11,7%.
Важно и то, что европейский регулятор планирует постепенно сворачивать программу скупки облигаций: эксперты сходятся во мнении, что программа будет завершена уже в августе 2018 года.