Российские пилоты едут работать в Азию, прежде всего из-за высоких зарплат. Как рассказал «Коммерсанту» источник в одном из зарубежных рекрутинговых агентств, ищущих пилотов для КНР, зарплата пилота в Китае в среднем в четыре раза выше, чем в РФ,— от $17–25 тыс. в месяц. При этом график работы более щадящий — 80 часов налета в месяц против 90 в РФ и не менее 96 дней отпуска, в то время как в нашей стране — 70 дней.
По прогнозу Boeing, в ближайшие 20 лет авиакомпании КНР будут нанимать по 5,5 тыс. пилотов в год — потребность в квалифицированных летных кадрах в стране оценивается в 111 тыс. человек к 2035 году.
За последние два с половиной года в Китай и Корею уехали работать более 300 российских пилотов — командиров воздушных судов и инструкторов с хорошим знанием английского языка. Еще 400 высококвалифицированных специалистов находятся в процессе трудоустройства.
Кроме того, с 2016 года в Китае упрощена выдача пилотам разрешений на работу, что «лишь стимулирует приход летного состава из России», говорит источник «Коммерсанта». Интерес к россиянам проявляют десять китайских авиакомпаний, основной спрос — на КВС с налетом от 2,5 тыс. часов. Сейчас в КНР порядка 100 российских КВС и инструкторов, еще столько же готовятся к приему на работу.
В отрасли констатируют, что страну покидают лучшие из лучших: наиболее подготовленные пилоты с отличными знаниями английского — КВС и КВС-инструкторы. Кроме КНР пилоты едут работать в Корею, Индию и Вьетнам.
Тенденция оттока КВС из России начала прослеживаться еще два года назад: из-за банкротства «Трансаэро», ограничений полетов по туристическим направлениям и на фоне общего снижения пассажиропотока число безработных пилотов, в том числе находящихся в листах ожидания авиакомпаний, выросло вдвое — до 4 тыс. человек. Приток летчиков из РФ совпал с падением пассажиропотока и прекращением полетов «Трансаэро» (осень 2015 года), когда из компании было уволено более 10 тыс. человек.
В этом году ситуация начала меняться: объем пассажирских перевозок, по данным Росавиации, за пять месяцев 2017 года вырос на 22%, в том числе за счет вновь набирающих популярность турецких курортов. При этом чартерные авиакомпании увеличили свои показатели в полтора-два раза. Авиакомпании оказались не готовыми к этому: как отметил глава ведомства Александр Нерадько, такой рост объемов перевозок оказался не подкреплен наличием соответствующего парка воздушных судов и авиационного персонала.
В Минтрансе подтвердили тенденцию утечки кадров, но заверили, что «проблема гораздо меньшего масштаба». В министерстве отмечают, что это связано в первую очередь с курсовой разницей валют. Предложения для предотвращения ухода пилотов обсуждаются с Ассоциацией эксплуатантов воздушного транспорта и скоро будут представлены на общественное обсуждение.
Одним из решений кадровой проблемы в отрасли видят расширение квоты на наем иностранных КВС.
Ранее российское законодательство не позволяло отечественным авиаперевозчикам нанимать иностранных пилотов на должность командиров воздушных судов. Однако нехватка кадров подтолкнула к тому, что в 2014 году были внесены изменения в ст. 56 Воздушного кодекса России, которые позволили российским авиаперевозчикам брать иностранцев на работу. На все авиакомпании была выделена квота — до 200 пилотов-иностранцев в год.
Но это совпало со спадом пассажиропотока — в 2015 году он упал на 1,2%, в 2016-м — на 3,8%, а также ослаблением рубля, поэтому спрос на работу в РФ упал.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев также не исключает, что для покрытия дефицита кадров может быть принято решение расширить квоты по найму иностранных КВС. По его словам, с открытием рынков необходимо смириться с оттоком персонала или начать реально повышать зарплаты.
Первым пилотом-иностранцем в России стал гражданин Германии Клаус Дитер Рольфс. Он пришел в «Аэрофлот» в сентябре 2014 года, однако спустя всего полгода покинул авиакомпанию. Сообщалось, что Рольфс уволился по двум причинам: из-за девальвации рубля и из-за того, что не смог найти общего языка с российскими пилотами.