Победа центриста Эммануэля Макрона в первом туре снизила риск нового потрясения в Европе, аналогичного Brexit.
Благодаря успеху Макрона евро прибавил 1,2% к доллару, до $1,0859, после подъема до $1,0940 — максимума с начала ноября. При этом он укрепился и к другим валютам: более 2% к иене, 1,1% — к фунту стерлингов, 0,5% — к рублю.
Марк Чэндлер, глава глобальной валютной стратегии в BBH, сказал CNBC, что рынок не был удивлен победой Макрона. «Евро резко подскочил, так как результаты голосования были ожидаемы. Зато теперь он пошел на понижение», — заметил он. Кингсли Джонс, главный инвестиционный директор в Jevons Global, уверен, что такая реакция евро явно говорит о предстоящей победе Макрона.
Успех кандидата от движения «Вперед!» спровоцировал 3-процентный рост панъевропейского индекса STOXX 50, подъем французского CAC40 более чем на 4%, а банковских акций — более чем на 6%. В то же время сводный Euro Stoxx 50 Index вырос на 3,2%, тогда как Stoxx Europe 600 Index на 2% — это максимумы с августа 2015 года.
Акции французских компаний и банков поднялись больше всех в регионе — банковский индекс еврозоны вырос более чем на 5% до пика 16 месяцев, а «голубые фишки» Франции добрались до максимального значения с апреля 2015 года. Лидируют акции французского банка Societe Generale, которые подорожали более чем на 8%.
«Рост евро и восстановление аппетита к риску объяснимы, и это также приведет к снижению доходности госбондов Европы», — цитирует Reuters Тима Риделла из Westpac. По мнению аналитика, рост, вероятно, будет ограничен, когда рынки переключат свое внимание на то, насколько эффективен может быть Макрон в случае победы.
По словам трейдера Saxo Bank Андреа Туэни, рынки выдохнули после первого тура. «Реализуется «центральный сценарий», который был по большей части уже заложен. Я не ожидаю эйфории на рынках. Акции банков могут вырасти довольно значительно после слабых результатов в последнее время», — цитирует его Bloomberg.
Как отмечает The Local, с выходом во второй тур Эммануэля Макрона и Марин Ле Пен реализуется сценарий «патриоты против глобалистов».
А их соперничество можно рассмотреть как борьбу между старой Францией и новой — закрытой страны против открытой, протекционизма против глобализации, «свободной и независимой Франции» против Франции, которая является неотъемлемой частью Европы.
Ле Пен является сторонницей политики «Франция на первом месте», что может разрушить кооперацию между Парижем и Берлином, а это именно то, что удерживало ЕС единым с первого дня основания. В свою очередь Макрон, которого противники называют замаскированным Франсуа Олландом, намерен укрепить связи между двумя странами. «Мы должны двигать еврозону вперед, — говорил он. — Союз Франции и Германии — это мотор еврозоны».
Макрон обвиняет Ле Пен в том, что она отбросит Францию в 1950-е, тогда как он обещает укрепить позиции страны в XXI веке.
Ле Пен не остается в долгу и говорит, что при Макроне расцветет исламизм. Ле Пен выступает за выход из Шенгена и обещает референдум о членстве в Евросоюзе, тогда как Макрон настроен ровно противоположно.
В своей предвыборной программе Макрон обещает уменьшить стоимость рабочей силы и увеличить заработную плату, выдаваемую на руки, за счет снижения ставки налога на фонд заработной платы, объединения разрозненных пенсионных систем, существующих в разных регионах Франции, и стимуляции трудовых переговоров на уровне компаний.
При этом он не собирается повышать пенсионный возраст или снижать пенсии. Политик также обещает, что люди предпенсионного возраста не будут работать больше 32 часов в неделю.
Бизнес также поддерживают Макрона, с учетом того что он предлагает снизить налог на доходы корпораций с 33,3 до 25%.
Среди его прочих фискальных инициатив — налог на роскошь (распространяющийся только на недвижимость) и ввод фиксированного налога в 30% на доходы от капитала.