Россия и Белоруссия нашли компромисс. Цена на российский газ для Белоруссии в 2018 году составит $129 за 1 тыс. кубометров и $127 — в 2019 году. Об этом заявил заместитель премьер-министра республики Владимир Семашко в передаче «Главный эфир» на телеканале «Беларусь 1».
Цена на газ для Белоруссии будет привязана к Ямало-Ненецкому округу.
«Можно было и к Москве привязать, и к Смоленской области. Но осталась привязка к Ямало-Ненецкому округу, и путем понижающих коэффициентов будет снижаться цена газа для Белоруссии», — сказал он.
«Если бы все осталось как есть до переговоров, эта цена (на 2018 год. – «Газета.Ru») для Беларуси была бы под $150», — похвалился Семашко, добавив, что «это существенная скидка».
По словам вице-премьера, в Москве был подписан протокол с «Газпромом», в котором четко обозначены фиксированные цены на газ для Белоруссии на 2017–2019 годы, а также отражены подходы по взаимодействию в газовой сфере в будущем.
Трехгодичный контракт по поставкам газа в Белоруссию заканчивается в 2017 году. Стороны договорились, что до 1 июля 2019 года будет определена цена на следующую трехлетку. «То есть обозначить траекторию движения к равным ценам», — пояснил Семашко.
Напомним, 13 апреля белорусская сторона сообщила о том, что в полном объеме погасила задолженность за поставки российского газа в 2016–2017 годах на $726,2 млн. «Газпром» эту информацию подтвердил. Протоколы о порядке формирования цен на газ для Белоруссии были подписаны, сообщала российская газовая монополия.
«Поставки газа в 2017 году осуществляются на условиях действующего контракта», — сказано в заявлении «Газпрома».
Документ подписали председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко. Ранее вице-премьер России Аркадий Дворкович сообщил, что цена на российский газ для Белоруссии составит менее $130 за тысячу кубометров.
«Просто перестали платить»
Газовый конфликт, длившийся с прошлого года, был урегулирован после череды взаимных обвинений партнеров. Пиковой ситуация оказалась после того, как Александр Лукашенко не стал подписывать Таможенный кодекс. Причем сделал это в демонстративной форме, отказавшись приезжать в Санкт-Петербург на саммит Евразийского союза.
Основная претензия со стороны Белоруссии — в кодексе слишком много изъятий и исключений, не способствующих углублению интеграции и направленных на подрыв экономических основ белорусской экономики.
«Давайте уберем всякие ограничения. Но если готовы сегодня только подписывать договор, а ограничения убрать через 10–15 лет, то вот тогда и подпишем», — заявлял Лукашенко еще в 2013 году, выступая с ежегодным посланием к белорусскому народу и Национальному собранию.
Речь идет о договоренности между Москвой и Минском, согласно которой Белоруссия импортирует российскую нефть беспошлинно, однако возвращает в российский бюджет пошлину, получаемую от экспорта за пределы страны нефтепродуктов, полученных из этой нефти. По словам Лукашенко, если бы пошлины оставались в белорусском бюджете, он «построил бы в стране Эмираты».
Сложная ситуация во взаимоотношениях двух стран возникла не по вине России, пояснял ранее российский премьер Дмитрий Медведев. «К сожалению для нас, в какой-то момент наши партнеры просто перестали платить в полном объеме по контракту, образовалась значительная задолженность», — сказал премьер.
Таможенный кодекс ЕАЭС Лукашенко в итоге подписал только на прошлой неделе.
Рынок газа или помидоров
В итоге кабмин утвердил три протокола. Первый определяет объемы поставок российской сырой нефти с 2017 по 2024 год в размере 24 млн тонн ежегодно трубопроводным транспортом.
Второй протокол, по словам Медведева, устанавливает порядок определения цены на газ для Белоруссии в период до 31 декабря 2019 года.
Этот протокол «предусматривает разработку в срок до 1 января 2018 года предложения по программе формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза к 2025 году».
Третий протокол содержит правила доступа к системе транспортировки газа. «Этот пакет документов позволит минимизировать риски возникновения ценовых споров или двойственного, разного толкования правил в будущем», — сообщил Медведев.
Фактически речь идет о создании к 2025 году «общего рынка газа» Евразийского союза. Но как ранее отмечали эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», такой механизм не будет способствовать подлинной интеграции стран – членов ЕАЭС, считает заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
«Общий рынок газа или, неважно, помидоров — это когда рынок назван общим, но на деле внутри каждой страны сохраняются национальные правила регулирования рынка. В случае с газом это будет означать, что перемещение товара через границу будет максимально упрощено и либерализовано, от чего, естественно,
будет терять Россия как поставщик товара, а вот преимуществ единого рынка — возможность продавать газ конечным потребителям и получать дополнительную маржу — поставщик не получит», — говорит эксперт.
По мнению Гривача, на пространстве Евразийского союза необходимо создавать не общий, а единый рынок газа — с едиными законодательством, правами и обязательствами.