Белорусский президент Александр Лукашенко заявил, что местные ученые должны изобрести новый источник энергии. «Чтобы мы на коленях не ползали даже перед нашими братьями, умоляя их и выпрашивая тонну нефти или кубометр газа», — пояснил он.
При этом Лукашенко посетовал, что разработки белорусских ученых на предприятиях внедрять отказываются. Такого, по его словам, быть не должно.
Высказывания президента Белоруссии по поводу нового источника энергии укладываются в общее русло белорусской риторики последнего времени, связанной с российско-белорусским энергетическим конфликтом, который длится уже около года.
В начале 2016 года Минск в одностороннем порядке пересмотрел цены на российский газ, сочтя $132 за 1 тыс. куб. м несправедливой ценой. С того момента Белоруссия начала оплачивать поставки «Газпрома» из расчета $73 за 1 тыс. куб. м. Минск аргументирует свое решение тем, что в связи с сотрудничеством в рамках Евразийского экономического союза цена для Белоруссии должна быть приравнена к внутренней цене рынка РФ. У России иное видение ситуации: обсуждается единая цена для стран ЕАЭС, но какой она будет, пока не решено.
В начале марта, говоря об ЕАЭС, российский премьер Дмитрий Медведев указал, что, если бы «некоторые страны» не входили в союз или решили бы из него выйти, они бы получили европейскую цену на российский газ — $200 за 1 тыс. куб. м.
В ответ на это Лукашенко заявил, что если Белоруссии придется платить по европейским ценам, то и Медведеву «придется кое за что заплатить», не уточнив, впрочем, что имелось в виду.
В связи с односторонним снижением цены на конец февраля задолженность Белоруссии за газ составила $600 млн. Причем Минск обещал полностью погасить долг еще в октябре прошлого года, когда сумма была двое меньше.
Так как Белоруссия даже не начала выплачивать долг, Россия сократила поставки нефти в республику в первом и втором кварталах текущего года с 4,5 млн до 4 млн тонн.
После того как стало известно о сокращении поставок (это произошло в конце января), Лукашенко потребовал от правительства Белоруссии найти альтернативу российской нефти. Впоследствии он заявлял о закупках из таких стран, как Венесуэла, Канада и Иран. Более того, по словам президента, белорусские компании готовы сами вести добычу в этих странах.
Поставки из этих стран оказались бы несоизмеримо дороже для Белоруссии, чем закупка российской нефти (помимо прочего, она поставляется в республику без экспортной пошлины). Но ранее Белоруссия уже закупала нефть в Венесуэле в ущерб собственному бюджету.
Теперь Лукашенко поставил задачу по поиску новых источников энергии. «Формирование принципиально нового источника энергии в рамках любой страны, не только Белоруссии, особенно с выходом на промышленный масштаб, — крайне трудоемкий и долгосрочный проект, — говорит эксперт энергетического центра бизнес-школы Сколково Анастасия Голомолзина. — Необходимы теоретические разработки, НИОКРы, проектные испытания».
По ее словам, наиболее быстрый способ решения проблемы нехватки энергии — внедрение уже готовых проектов «под ключ», как, например, предложенный Илоном Маском проект в Австралии, реализуемый за 100 дней (речь идет о системах хранения энергии).
«Вероятными направлениями развития энергетики Белоруссии могут быть внедрение биотоплива, солнечных станций, массовое внедрение энергосберегающих технологий», — считает Голомолзина.
Глава Фонда энергетического развития Сергей Пикин говорит, что единственным рабочим вариантом для Белоруссии является строительство Белорусской АЭС (г. Островец) мощностью 2400 МВт, запуск которой запланирован на 2019 год.
Но здесь следует учитывать, что в строительстве участвует российский «Атомстройэкспорт», а против проекта выступает Литва (Белорусская АЭС строится в 50 км от Вильнюса). Да и назвать атом новым источником энергии сложно.
«Можно было бы пойти по пути Польши, где значительную часть генерации обеспечивают ветряки и солнечные батареи, — рассуждает Пикин. — Но это слишком дорого, тарифы на электроэнергию в Польше гораздо выше, чем в Белоруссии, так что вряд ли Минск согласится с таким сценарием».
В связи с этим, по мнению Пикина, заявления Лукашенко носят не столько практический, сколько пропагандистский характер, причем направлены они как на внутреннюю, так и на внешнюю публику.
Согласно прогнозу развития мировой энергетики до 2035 года, выпущенному в конце января британской ВР, возобновляемые источники энергии в ближайшие 20 лет покажут наибольшую динамику роста потребления — их генерация возрастет в четыре раза (на 7,6% в год). Но основными источниками энергии по-прежнему останутся нефть, газ и уголь. Причем спрос на газ будет расти быстрее, чем на два других энергоносителя.