Москва запретила поставлять нефтепродукты в Белоруссию, об этом в среду сообщают белорусские СМИ. Так, «Sputnik Беларусь» со ссылкой на источник пишет, что Министерство энергетики России направило ряду российских нефтяных компаний, работающих на розничном рынке Белоруссии, письмо, где указывает на нецелесообразность поставок в Минск дизельного топлива в больших объемах, так как у республики есть собственный большой объем мощностей по переработке нефти.
«Мы закупали там (в России. — «Газета.Ru») «дизель», потому что это экономически целесообразно, — приводит белорусский портал Tut.by слова источника в трейдерских кругах. — Здесь (в Белоруссии. — «Газета.Ru») дороже выходит. Но Москва не разрешила продавать белорусам».
В Минэнерго РФ не стали комментировать ситуацию, переадресовав вопрос к пресс-службе Аркадия Дворковича, указав, что поставки нефтепродуктов в Белоруссию курирует именно он. Представитель вице-премьера от комментариев отказалась.
Белорусское министерство энергетики также перенаправило вопрос: его представитель заявил, что закупки нефти и нефтепродуктов находятся в компетенции компании «Белнефтехим». Компания на запрос о комментарии не ответила.
Аналогичная ситуация и с лидерами российской нефтяной отрасли: «Роснефтью», «ЛУКойлом» и «Газпром нефтью».
Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил «Газете.Ru», что Россия не ограничивала трубопроводные поставки нефтепродуктов на белорусский рынок. «Мы их просто туда не поставляем, в Белоруссии избыток нефтепродуктов, это они поставляют их нам», — пояснил Демин. При этом он напомнил, что через Белоруссию идет транзит нефтепродуктов на Украину.
Но трубопроводами поставки не исчерпываются. РЖД от комментариев отказались, но, как рассказал «Газете.Ru» источник в российской нефтяной отрасли, в прошлом году в Белоруссию по железным дорогам было отгружено более 1,5 млн тонн российских нефтепродуктов, причем самые крупные объемы пришлись как раз на дизельное топливо (692 тыс. тонн).
Дело в том, что Белоруссия закупает российский «дизель» для своего рынка, а собственную продукцию продает на Украину. Впрочем, как уже писала «Газета.Ru», белорусы перепродавали украинцам и российское дизельное топливо, попросту заново его сертифицируя.
Сообщение об ограничении поставок нефтепродуктов в Белоруссию появилось на фоне продолжающегося российско-белорусского энергетического конфликта, начавшегося еще в прошлом году. Недовольная ценами на российский газ Белоруссия пересмотрела их в одностороннем порядке и стала платить за поставки почти в два раза меньше прописанной в контракте цены. В результате газовый долг Минска на сегодняшний день превысил $600 млн, и выплачивать его белорусская сторона даже не начала, хотя заявляла о своих намерениях полностью рассчитаться с Россией еще в прошлом году.
Москва в ответ ограничила поставки нефти в Белоруссию, что заставило Минск искать альтернативных поставщиков. Президент Александр Лукашенко ранее говорил, что республика может начать закупать нефть в Венесуэле и Иране (в Иране даже рассматривалась возможность добычи).
На прошлой неделе премьер-министр РФ Дмитрий Медведев весьма прозрачно намекнул, что «некоторые страны», недовольные стоимостью газа, вообще могли бы получать его по европейским ценам. Лукашенко на это заявил, что, если Белоруссия будет платить за газ как в Европе, Медведеву «тоже придется кое за что заплатить».
Профессор Высшей школы экономики политолог Николай Петров говорит, что ограничение поставок «дизеля» в Белоруссию нанесет удар по белорусскому бюджету, не позволяя Белоруссии зарабатывать на продаже собственного дизельного топлива и реэкспорте российского.
«Но в данном случае это своеобразный дуплет, который бьет также и по Украине, — отмечает политолог. — Дизельное топливо используется в основном в сельском хозяйстве, и оно нужно Украине уже сейчас, а не через месяц. Кроме того, ДТ потребляет военная техника. Это очень сильный рычаг давления на Украину».
На прошлой неделе стало известно, что Россия уже около месяца не поставляет «дизель» на Украину. Российская сторона объясняла это тем, что поставщики не успели подготовить необходимые документы, которые должна была выдать Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).
Но по другой версии украинские импортеры сами отказались от российского топлива, предпочтя белорусское, так как оно производится из российской же нефти, которую РФ поставляет Белоруссии без экспортной пошлины. То есть конечный продукт в итоге получается дешевле.
И как раз в среду «Транснефть» заявила, что все необходимые документы были оформлены, и в конце прошлой недели прокачка ДТ на Украину была возобновлена. «Не исключено, что ограничение поставок белорусским контрагентам было вызвано именно стремлением Москвы вынудить Киев закупать российское топливо», — говорит Петров.