Работодателей простимулируют выплатой
Премьер-министр Дмитрий Медведев призывает удвоить к 2020 году долю занятых людей с ограниченными возможностями и предлагает для этого усовершенствовать механизм квотирования и законодательно закрепить право инвалидов на помощь в поиске работы. Проблема есть, соглашаются эксперты, но решить ее не так просто: требуются более комплексные меры, в том числе обустройство безбарьерной среды и налоговые льготы.
На 1 января 2017 года в России насчитывалось около 3,7 млн инвалидов трудоспособного возраста, из которых трудоустроено только около миллиона, сказал Медведев.
«Необходимо стремиться к тому, чтобы к 2020 году создать условия, при которых подходящую работу могли бы найти не меньше половины лиц с инвалидностью трудоспособного возраста», — добавил он, выступая на заседании правительства в четверг.
О проблеме подробно рассказал министр труда Максим Топилин, который отметил, что механизм квотирования рабочих мест реализуется формально — нет связи между тем, какая потребность у работников и как выделяются квоты работодателями.
В связи с этим предлагается сделать механизм более гибким, отметил он. В частности, Минтруда предлагает взимать некую «компенсационную выплату» с работодателей, которые не могут в связи с технологическими особенностями предоставить рабочие места «или такой потребности у инвалидов нет».
На вопросы «Газеты.Ru» о том, каким может быть размер этой выплаты, каких именно работодателей это коснется и готов ли соответствующий законопроект, в Минтруда не ответили. Сам Топилин ограничился замечанием о том, что работа в этом направлении сейчас ведется.
Медведев в своем выступлении выделил три группы задач без конкретики: стимулирование работодателей к приему на работу инвалидов, помощь самим людям с ограниченными возможностями в поиске работы, в том числе ее законодательное урегулирование, и особые меры для трудоустройства выпускников с инвалидностью.
Совершенствовать систему квот нужно, считает председатель Всероссийского общества инвалидов, зампред комитета Госдумы по труду Михаил Терентьев.
«Если невозможно взять на работу инвалида на то или иное предприятие, то нужно продумать механизм аренды рабочих мест, например, в общественных организациях. Механизм должен быть такой, чтобы он помогал конкретному человеку, а не способствовал созданию невостребованных рабочих мест», — говорит он.
Драконовские меры не помогут
«А как по-другому, кроме системы квотирования, можно повлиять?» — удивляется предложению стимулировать работодателя заведующий центром анализа соцпрограмм института НИУ ВШЭ Сергей Смирнов. Других мер государственного воздействия, кроме системы квотирования, по сути, не существует, полагает эксперт.
«Обязать принимать инвалидов могут только госпредприятия. Частного работодателя вы не заставите принять на работу лицо с ограниченными возможностями… Можно ввести драконовские штрафы, и тогда чисто номинально на работу будет принят инвалид», — говорит он. Но такой наем инвалидов будет чисто формальным, фактически работать за них будут другие люди, отмечает эксперт.
Настоящие меры поддержки инвалидов лежат в плоскости создания специальных предприятий с государственным участием, которые будут использовать труд инвалидов, считает Смирнов. «Точечное стимулирование работодателей могло бы сработать, общие меры в масштабе страны — нет», — добавил он.
Примеры удачных решений в отдельных сферах есть, в том числе для высококвалифицированных работников — например, Бауманский университет обучает специальные группы с сурдопереводом для слабослышащих.
«И работодатели, по крайней мере несколько лет назад, очень хотели получить таких работников: ввиду слабого слуха они не отвлекались и работали с более высокой производительностью», — добавляет Смирнов.
«Я бы рекомендовал все же рассмотреть вопрос о более эффективном стимулировании работодателей, принимающих инвалидов на работу», — не согласен председатель отделения «Деловой России» по реабилитационной индустрии Александр Лысенко. Он отмечает, что у многих работодателей существует психологический барьер, помимо объективных причин, таких как необходимость предоставлять льготы и мириться с более низкой трудоспособностью того или иного работника.
Занятость инвалидов улучшат налоговые льготы
За последние три-четыре года занятость инвалидов по факту снизилась примерно с 32 до 25%, отмечает Лысенко. Это, по его мнению, связано с отменой льгот для работодателей по страховым взносам: если раньше в соцфонды за инвалидов платили меньше, чем за других работников, то сейчас — одинаково.
«В любом случае мировая практика показывает, что только квотирование не работает — нужен целый комплекс мер и стимулирование, не только налоговые льготы. Это может быть доступ к госзаказу», — предлагает он. В России сегодня поддержка работодателя практически отсутствует, а проблем много: и с арендой, и с госзаказом, и по другим направлениям.
Не менее важна безбарьерная среда: зачастую люди с ограниченными возможностями просто не могут добраться на работу. В результате средняя зарплата инвалидов в 3–3,5 раза ниже средней по региону. Это говорит о том, что инвалидам предлагают низкооплачиваемые места, добавляет эксперт.
«Я бы рекомендовал Минтруда сосредоточиться на системных мерах», — резюмирует Лысенко.
«Налоговые льготы, конечно, будут стимулировать работодателей к более активному использованию труда инвалидов», — соглашается руководитель Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Иван Ефременков. А еще не хватает элементарных подсчетов со стороны государства: сколько в России людей с ограниченными возможностями и соответствует ли это числу квот?
Сегодня под квотирование попадают все работодатели с численностью штата более 30 человек, есть административная ответственность (за отсутствие квот). «При этом кому-то даже выгодно заплатить штраф и не принимать на работу инвалида. Возможно, то предложение, которое сейчас обсуждается, будет хорошей альтернативой этому штрафу», — рассуждает он.
Для общества важны комплексные меры, говорит Терентьев из Всероссийского общества инвалидов. Необходимо популяризировать тему достижений инвалидов в обществе, заботиться о снятии различных барьеров на пути к рабочему месту, которые могут быть связаны и с жильем, и с транспортом, и с городской средой. На рабочем месте желательно наличие наставников. Но и самим людям с ограниченными возможностями важно стремиться к получению профессиональных знаний — только они помогут найти работу на свободном рынке труда, резюмирует он.