Украина уже вторую подряд зиму смогла пройти без закупок российского газа. По данным компании «УкрТрансГаз», в украинских подземных газохранилищах на 26 февраля находилось 8,364 млрд кубометров газа. Сам по себе отопительный сезон еще не закончился, официально это наступит 15 апреля, хотя в последние годы по факту отопление на Украине отключается раньше.
«К концу сезона мы выходим на 7–6,5 млрд кубов», — сказал украинский эксперт в сфере энергетики, бывший пресс-секретарь «Нафтогаза Украины» Валентин Землянский.
Это значительно меньше, чем ранее прогнозировал глава «Нафтогаза» Андрей Коболев (он говорил, что к концу сезона в ПХГ должно остаться 8 млрд кубометров), но больше минимально необходимых 6 млрд кубов.
Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич отмечает, что с учетом прогнозных температурных показателей марта можно говорить о том, что в целом Украина завершит отопительный сезон без серьезных проблем.
«Запасы газа в ПХГ ожидаются на низком уровне, однако не настолько низком, чтобы создать риски для поставок потребителям внутри страны и транзита», — подчеркивает эксперт.
Именно о рисках транзита каждый год неоднократно предупреждают Европу как российские власти, так и «Газпром». Впрочем, в прошлом году повод для опасений был достаточно серьезный: к началу отопительного сезона Украина подошла с минимальными резервами газа в хранилищах (14,5–14,7 млрд кубометров). Но точно такие же предупреждения в адрес ЕС Россия делала и в 2015 году, а тогда Украина запасла на зиму порядка 17 млрд кубов. Кстати, именно поэтому текущая зима является гораздо более важным показателем, чем предыдущая, ведь Украине приходится проходить ее с гораздо меньшими запасами.
Россия и сейчас не верит, что Украине удастся самостоятельно завершить отопительный сезон. Глава Минэнерго РФ Александр Новак в интервью РБК заявил, что Украине придется либо сокращать потребление газа, либо задействовать транзитные объемы.
Министр отметил, что, несмотря на сложную ситуацию в энергетике, украинская сторона не подает заявку на покупку дополнительных объемов газа. Новак подчеркнул, что сейчас в ПХГ Украины на 1,4 млрд кубов меньше, чем на ту же дату в предыдущие года. По словам российского чиновника, это «вызывает обеспокоенность». Также Новак предупредил, что в случае длительных низких температур есть риски, что давления для подъема газа из хранилищ будет недостаточно (при увеличении отбора газа из ПХГ снижается давление в хранилищах, а оно нужно для подъема топлива. Именно поэтому в ПХГ всегда должен оставаться необходимый минимум газа. — «Газета.Ru»).
По одной из версий, российская сторона, педалируя тему транзитных рисков, намеренно пытается вынудить Европу наращивать закупки у «Газпрома», частично компенсируя тем самым потерю украинского рынка.
В прошлом году это сработало: обеспокоенные европейцы начали активнее покупать российский газ, вследствие чего «Газпром» установил исторический рекорд поставок в Европу. По сравнению с 2015 годом они выросли на 12,5% и достигли 179,3 млрд кубометров. Доля «Газпрома» на рынке ЕС увеличилась на 3 п.п., до 34%.
Украина же российское топливо не закупает с конца 2015 года: сначала ее не удовлетворяла цена, а затем (уже во второй половине 2016 года) Киев выразил принципиальное согласие возобновить закупки, но потребовал при этом подписать дополнительное соглашение к действующему контракту. В допсоглашении, в частности, должен был быть прописан отказ от принципа take-or-pay («бери-или-плати»), по которому контрагент обязан оплачивать некий фиксированный минимум от законтрактованных объемов вне зависимости от того, сколько газа было отобрано в действительности.
Россия подписывать допсоглашение отказалась, мотивируя это тем, что сейчас в Стокгольмском арбитраже рассматриваются взаимные претензии «Газпрома» и «Нафтогаза», касающиеся в том числе и take-or-pay. Александр Новак указывал, что любые изменения в контракте могут быть использованы другой стороной в рамках судебного разбирательства.
В итоге весь 2016 год Украина закупала газ исключительно по реверсу из Европы. Впрочем, по большей части это было все то же российское топливо, излишки которого продавали «Нафтогазу» европейские трейдеры. Причем цена этих контрактов, как правило, была выше той, что предлагал «Газпром».
Так, президент Украины Петр Порошенко открыто признавал, что зимой 2015–2016 годов Киев закупал газ в Европе на 30% дороже, чем предлагала Москва.
Позднее украинская сторона заявляла, что, хотя в моменте реверсный газ действительно мог быть дороже поставок из России, в целом его закупки оказались выгоднее.
Но все же позволили Украине перезимовать без российского газа не реверсные поставки, а низкое потребление.
По словам Дмитрия Марунича, это было связано со стагнацией экономики и умеренной зимой. Хотя в ее первой половине, в холода, потребление газа, по словам эксперта, превышало показатели предыдущего отопительного сезона на 15%.
«Основной объем импорта газа приходился на обеспечение промышленности, — говорит и Валентин Землянский. — Но так как промпроизводство стагнирует, не растет и потребление энергоносителей».
Главный вопрос теперь: что будет осенью 2017 года? Землянский утверждает, что для минимально необходимого пополнения ПХГ на зиму (с учетом продолжающих падать промышленных показателей и соответственного снижения потребления) Украине придется закупить не менее 7–8 млрд кубометров, что обойдется ей примерно в $1,5 млрд.
Марунич дает другие прогнозы: как минимум 8 млрд кубов, на что потребуется не менее $2 млрд. По словам Марунича, Киев рассчитывает на пролонгацию кредитных линий ЕБРР и привлечение новых кредитов.
«У России газ Украина закупать не будет принципиально, несмотря на цену, — уверен эксперт. — Это политический вопрос, плюс Киев ждет решения Стокгольмского арбитража».
Кстати, по неофициальной информации, реверсные закупки Украины напрямую связаны с кредитами, которые она получает от Европы, — эти деньги идут на оплату газа, то есть поступают европейским же трейдерам.