В приоритете — совместная борьба России и США с международным терроризмом, а восстановление экономических отношений — всего лишь возможность. Причем речь идет о «торгово-экономических связях между деловыми кругами двух стран», а вовсе не о реанимации полноценных двусторонних отношений двух стран. Таково первое впечатление об итогах переговоров по телефону Дональда Трампа и Владимира Путина, состоявшихся в субботу вечером.
Об отмене антироссийских санкций, кстати, инициированных в 2014 году именно США (Европа, Канада, Великобритания, Япония, Австралия и ряд других стран поддержали санкции вдогонку), во время общения лидеров ничего сказано не было. Ни слова. По крайней мере, об этом ничего не говорится в пострелизе пресс-службы Кремля, пересказавшей в сжатой форме 50-минутный разговор.
О ключевой причине введения санкций — лишь дежурная строчка: «Затронуты также основные аспекты кризиса на Украине».
Тема отмены санкций в телефонном разговоре президентов Путина и Трампа не обсуждалась, сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь российского главы государства Дмитрий Песков.
Пока рано отменять
Сам Трамп в тот же день до общения с Путиным по телефону дал понять, что говорить об отмене антироссийских санкций «пока что рано». Это прозвучало на совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Терезой Мэй, прибывшей с визитом в США. «Мы считаем, что санкции должны быть продолжены до того, как минские договоренности будут полностью выполнены. И мы будем продолжать выступать за это в рамках ЕС», — сказала Мэй. Аналогичным образом высказывалась и канцлер Ангела Меркель.
Трамп оказался под сильнейшим давлением не только в США, но и в Европе. Со стороны политиков, чьим мнением он не может пренебречь, несмотря на то что демонстрирует решительность и независимость. Даже если бы Трамп поначалу и намеревался поторговаться по поводу санкций, то, вступив в должность, кажется, остерегается делать это.
На практике Трамп решительно расправляется пока что только с наследием своего предшественника на посту президента. А к европейским лидерам прислушивается. В субботу министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль предупредил о координации усилий Германии и Франции по вопросу антироссийских санкций. Их отмена возможна только в одном случае — при наличии прогресса в реализации минских соглашений по Украине, заявил он время пресс-конференции со своим французским коллегой Жан-Марком Айро.
Президент Франции Франсуа Олланд, с которым Трамп также успел поговорить по телефону в субботу, тоже увязал отмену санкций с выполнением Москвой всех пунктов минских соглашений. Иными словами, лидеры трех основных европейских держав вежливо предупредили Трампа, как стоит вести себя с Россией.
Встречные сигналы — позитивные
Скоординированная атака на Трампа дала свой результат, но настроения тому, похоже, не испортила. Тональность разговора лидеров США и России была благожелательной. С обеих сторон. В изложении Кремля это выглядит так:
«В ходе беседы с обеих сторон был продемонстрирован настрой на активную совместную работу по стабилизации и развитию российско-американского взаимодействия — на конструктивной, равноправной и взаимовыгодной основе».
Пресс-служба Белого дома охарактеризовала разговор как «важный шаг в улучшении отношений между США и Россией, которые нуждаются в восстановлении». В Белом доме отметили, что и Трамп, и Путин надеются, что после звонка 28 января обе стороны смогут быстро приступить к борьбе с терроризмом и «другим важным вопросам, представляющим взаимный интерес».
Российский бизнес этот мажорный настрой президентов уловил моментально. Например, Российский фонд прямых инвестиций сразу после окончания звонка из Овального кабинета распространил заявление:
«Фокус на восстановлении торгово-экономического сотрудничества очень важен», — говорится в заявлении Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
В фонде называют итоги разговора позитивным сигналом для бизнеса и видят «возможности восстановления сотрудничества между нашими странами, в том числе в инвестиционной сфере».
Пора в Нью-Йорк
По словам гендиректора РФПИ Кирилла Дмитриева, в ближайшее время фонд представит американским партнерам для предварительного обсуждения более 10 приоритетных проектов, по которым может вестись инвестиционное сотрудничество России и США. РФПИ также намерен открыть офис в Нью-Йорке в мае этого года. И планирует организовать визит делегации американских инвесторов и бизнесменов в Россию.
Об этих планах Дмитриев упоминал еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе, но теперь, похоже, готов реализовать задуманное с большим энтузиазмом.
Российскому бизнесу действительно было что терять и есть за что бороться, восстанавливая экономические связи с экономикой номер один. Наиболее уязвимыми оказались топливно-энергетический комплекс России и финансово-банковская система. Российские банки оказались отрезанными от дешевой американской и европейской ликвидности, а расчет на то, что эту нишу заместит Китай, не оправдался.
Санкции США против российского нефтегазового сектора заключаются в запрете на поставку технологий и оборудования для глубоководных работ на шельфе и для разработки сланцевых запасов, а также в ограничении доступа российских компаний к рынкам капитала. Кроме того, 11 января стало известно, что ряд американских сенаторов требуют запретить инвестиции в добычу нефти и природного газа в России, операции по купле-продаже суверенного долга и участие в приватизации российских госактивов.
Причем возможные санкции коснутся также физлиц и компаний из третьих стран, решившихся на инвестиции в российский ТЭК. Действующие ограничения распространяются на «Роснефть» (кстати, из-за санкций американская Exxon вынуждена была выйти из совместного арктического проекта с «Роснефтью»), «Газпром», «ЛУКойл», НОВАТЭК и «Сургутнефтегаз».
Украденное будущее
В 2014 году, когда санкции только вводились после присоединения Крыма к России, министр энергетики РФ Александр Новак говорил: потери от санкций для отечественного ТЭКа будут минимальными, они окажут лишь незначительное влияние на работу отрасли. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов указывал, что именно в период санкций Россия ставила рекорды по добыче нефти (последний был зафиксирован в ноябре 2016-го, когда суточная добыча составила 11,2 млн баррелей, что стало самым высоким показателем за 25 лет).
«Потери от собственно санкций оценить очень сложно, так как введение ограничений практически совпало с обрушением цен на нефть», — поясняет глава фонда.
Баррель пошел вниз в середине 2014 года, тогда он стоил $110. «Дно» было достигнуто в январе 2016-го, когда котировки ушли ниже отметки в $30 за баррель. Сейчас цены балансируют на уровне $54–56. «Тот же Exxon вышел из арктического сотрудничества с «Роснефтью» из-за санкций, но они были не единственной причиной, — отмечает Симонов. — Добывать нефть на шельфе Карского моря при мировых ценах в $40–50 за баррель было бы довольно странно».
По словам Симонова, больше всего рынок опасался, что из-за санкций из России уйдут нефтесервисные компании, однако этого не случилось.
«Потери от санкций скорее носят характер «украденного будущего», так как из-за отсутствия технологий и оборудования откладывается освоение шельфа и разработка сланцевых запасов», — считает эксперт.
Вопреки санкциям и ответному эмбарго российско-американская торговля остается на значительном уровне. По данным ФТС, в 2013 году товарооборот двух стран составил почти $28 млрд, или 3,3% внешней торговли России. В 2014 году — $29 млрд, удельный вес — 3,7%, в 2015 году двусторонний товарооборот упал до $21 млрд, но доля США в торговом обороте России составила 3,9%.
А на фоне снижения доходов россиян американский фастфуд — McDonald's, KFC и Burger King — пользуется в России растущей популярностью. Тот же McDonald's не только не собирается уходить из России, но, наоборот, открывает здесь точки.
Российские и американские бизнес и потребители не теряют друг друга из виду. Кстати, Трамп, передав пожелания счастья и процветания российскому народу, услышал в ответ от Путина, что «в России испытывают аналогичные чувства к американцам».
Дойти до кнопки
Зампредседателя Внешэкономбанка Андрей Клепач, комментируя избрание Трампа, сообщил, что не считает отмену санкций возможной, однако «их конфликтность снизится, интерпретация изменится».
Старший вице-президент Argus Вячеслав Мищенко уверен, что сейчас, после вступления Трампа в должность, будет «тестироваться почва». «Дональд Трамп в политике фигура новая, и он будет добиваться того, чтобы отношение к его заявлениям было серьезным», — говорит Мищенко. А Трамп не раз заявлял, что готов восстановить отношения с Россией. Хотя не имеет такой кнопки, нажав на которую можно получить перезагрузку отношений.
Сам Путин до последнего времени придерживался консервативной политики в отношении большинства инициатив США. Российские власти до сих пор считают неприемлемым санкционное давление на Россию, но уверены в адекватности ответного эмбарго на ввоз импортной продукции. Путин, комментируя в прошлом году итоги октябрьского саммита БРИКС в индийском Гоа, заявил, что нет необходимости отменять контрсанкции в отношении стран, которые ввели санкции против России. «Фиг им!» — отреагировал Путин, отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о возможности смягчения ответных санкций России.
Но это было в октябре, до голосования по кандидатам в президенты США. Тогда еще мало кто воспринимал Трампа всерьез. А он взял и удивил.