По данным Росстата, объем промышленного производства в 2016 году вырос на 1,1%. Сектор добычи полезных ископаемых показал самый впечатляющий рост — 2,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды выросло на 1,5%, а обрабатывающие производства увеличились всего на 0,1%.
Аналитики Sberbank CIB отмечают, что в 2016 году в обрабатывающей промышленности наблюдалась смешанная динамика. Импортозамещение поддержало производство продуктов питания, одежды и обуви, а также выпуск телевизоров, стиральных машин, автобусов, грузовиков, тракторов и проч. Производство инвестиционных товаров (строительных материалов, машин и оборудования) упало, так же как и выпуск в металлургии. Производство легковых автомобилей снизилось в 2016 году на 7,6%.
В ВЭБе прогнозируют рост промпроизводства в 2017 году на 1–1,2%. По словам главного экономиста ВЭБа Андрея Клепача, должна перейти в положительную область динамика внутреннего спроса — как потребительского, так и инвестиционного. Это должно повысить спрос в том числе на инвестиционные товары. В то же время, по его словам, укрепление рубля и рост издержек на труд будут снижать возможности импортозамещения и ухудшат конкурентоспособность на внешних рынках.
Промышленный рост в районе 1% не может считаться приемлемым. Об этом не раз заявляли и первые лица государства.
Но Министерство промышленности и торговли говорит, что надеется на промышленный рост в 1,6–2% в текущем году. Глава ведомства анонсировал 107,5 млрд руб. на поддержку промышленности в этом году, хотя неясно, найдутся ли в итоге на это деньги, ведь Минфин собирается на все дополнительные нефтегазовые доходы покупать валюту.
По сообщениям информагентств, Минпромторг готовит предложения в программу стимулирования экономического роста. Пока неизвестно, войдут ли туда инициативы по предоставлению неких льгот (в том числе наиболее привлекательных маршрутов) авиакомпаниям, у которых в парке есть самолеты отечественного производства — SSJ-100, МС-21. Ил-96. С такими идеями приходил на днях к президенту Владимиру Путину вице-премьер Дмитрий Рогозин. Но в экспертном сообществе они были встречены в штыки.
«Неконкурентоспособность российской авиатехники будет оплачена из кармана потребителей: сначала авиакомпаний, а потом и пассажиров. Повышение тарифов на перевозки приведет к сокращению мобильности населения, внутреннего туризма и экспорта услуг», — говорил «Газете.Ru» ведущий эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
Очевидно также, что Минпромторгу надо разрабатывать предложения и в части стимулирования торговли. Оборот розничной торговли в прошлом году, по данным Росстата, снизился на 5,2%.
Среди объективных факторов, таких как снижение доходов населения, отрицательный вклад в торговлю вносит избыточное госрегулирование. В частности, в прошлом году были приняты поправки в закон о торговле, которые подверглись резкой критике со стороны ритейлеров. Но Госдума и Минпромторг их в основном проигнорировали.
На прошедшем недавно в Москве Гайдаровском форуме представители отрасли вновь говорили об этом. «То, что хотелось бы еще от власти видеть, — это большая предсказуемость в решениях, я здесь говорю о высоком регулятивном уровне. Мы в прошлом году испытали изменения в законе о торговле, которые серьезно повлияли и заставили нас перестраивать всю бизнес-модель взаимоотношений между поставщиками и торговлей», — заявил, в частности, глава московского представительства Metro Алексей Григорьев (цитата по «Интерфаксу»).
На этом фоне комплекса сложных проблем Денис Мантуров неожиданно решил рассказать о том, как государство помогает народным промыслам.
Статья министра «Народные промыслы — достояние России» вышла недавно в газете «Известия». Глава Минпромторга назвал народные промыслы «национальными символами», а их сохранение «одной из важнейших государственных задач».
«Пришло понимание, что продукция народных промыслов — не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, представляющие своеобразие нашей страны, ее индивидуальность. Это, без преувеличения, основа отечественной культуры и один из лучших способов изучения богатейших традиций нашего государства. Именно поэтому сохранение и поддержка народных промыслов — одна из важнейших государственных задач», — написал министр.
Что заставило министра сделать столь громкие заявления — непонятно. Весь этот пафос выглядит немного странным на фоне объявленных объемов поддержки народных промыслов.
По данным Минпромторга, сегодня эта сфера включает около 250 предприятий из 64 регионов России, выпускающих продукцию, относящуюся к 15 видам производств. Численность занятых в этой отрасли — более 30 тыс. человек. Но на сегодня в рамках программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на поддержку производства и реализации изделий государством предусмотрено предоставление субсидий «порядка 80 организациям народно-художественных промыслов из 34 субъектов России».
Денис Мантуров уверен, что эти субсидии позволят «им не только возместить часть понесенных затрат на энергоресурсы, сырье и материалы, железнодорожные перевозки, уплату процентов по кредитам для закупки сырья, материалов, технологического оборудования и запасных частей к нему, но и организовать работы по продвижению товаров на рынок, получению охранных документов на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации».
О каких же суммах идет речь?
В текущем году планируется выделить 450 млн руб., а в 2018 году — 615 млн.
Деньги для не избалованных вниманием изготовителей Хохломы или Гжели, наверное, немалые. Но они, конечно же, не решат и половины тех проблем, которые сам же министр обозначил.
Впрочем, теперь от Дениса Мантурова стоит ждать новых статей, в которых он будет подробно рассказывать о значении каждой отрасли и о том, как его ведомство им помогает. Хотя лучше бы поторопиться с предложениями по стимулированию роста, ведь у Минэкономразвития, отвечающего за итоговый документ, дедлайн наступает в мае.