Интерес россиян к покупке готового бизнеса пошел на спад. По данным Avito, в четвертом квартале 2016 года суммарный спрос на готовый бизнес по всей стране снизился на 6,2%. Также сократилась и средняя цена предложения. За этот период она составила 3,6 млн руб., что на 5% меньше, чем годом ранее.
В целом за прошедший год структура спроса на готовый бизнес изменилась незначительно. Но как отмечается в исследовании, происходит перераспределение спроса в пользу предприятий в сфере e-commerce. Так, спрос по предложениям, размещенным в разделе «Интернет-магазин», вырос на 1,2 п.п., а в категории «Торговля», наоборот, сократился на 1,8 п.п.
Тем не менее готовый бизнес в сфере торговли и услуг остается наиболее востребованным. На его долю приходится более 50% в общей структуре спроса. Около 14% запросов контактов зафиксировано в подкатегории «Общественное питание».
Меньше всего запросов оставляют в разделах «Сельское хозяйство» и «Строительство» (2,3% и 1,7% соответственно).
«Это общая тенденция в мире: бизнес по продаже готовых бизнесов медленно, но верно дрейфует вниз. Тому есть несколько причин. Все меньше остается «чемпионов», предприятий, которые показывают лучшие результаты (как правило, берут именно их). С другой стороны, у людей все меньше свободных денег для инвестиций», — отмечает Джомарт Алиев, председатель института МИРБИС.
Интернет – самый доступный вариант
Антон Полишкис, генеральный директор компании «Лорес Консалтинг», напомнил, что из-за кризисных явлений в нашей стране, которые мы наблюдаем со второго квартала 2014 года, малый бизнес серьезно пострадал.
«В ситуации стабильного падения реальных доходов населения спрос на товары и услуги, предоставляемые небольшими предприятиями, снижается. Следовательно, снижаются их прибыли, маржинальность и, как следствие, инвестиционная привлекательность.
Покупать небольшие предприятия просто невыгодно: спрос не увеличивается, вложения отобьются не скоро, риски высоки», — замечает эксперт.
В этой ситуации растет интерес к интернет-магазинам, поскольку это наиболее дешевые предложения, которые просты в управлении и при этом могут принести достаточно высокую прибыль.
«Интернет-магазины — это совершенно другая капиталоемкость, совершенно другой порядок цен и маржинальность. У традиционной торговли более узкая ниша, ограниченные потоки клиентов, при этом много сопутствующих расходов, различные проверки, от которых избавлены интернет-магазины», — объясняет Алиев.
«Сейчас в нашей стране доходы практически всех небольших коммерческих фирм, отдаленных от госзаказов, снижаются из-за продолжающегося падения реальных доходов населения. Особенно это чувствуется в перегретых ранее областях, производящих предметы роскоши и услуги в верхнем и среднем ценовых сегментах (строительство, фитнес и т.д.). В ближайшие два-три года улучшения ситуации я не ожидаю. Вместе с тем ряд компаний, там, где это возможно, уходят в интернет. Это логично, ведь в виртуальном пространстве численность клиентов растет, а арендная плата за недвижимость вкупе с зарплатами многочисленного персонала стремятся к нулю», — признает и Кирилл Яковенко, аналитик «Алор Брокер».
По данным Avito, интернет-магазины — наиболее доступный вариант (в среднем такой бизнес стоит около 550 тыс. руб.). В то же время наименее востребованные остаются дорогие бизнесы.
Средняя цена готового бизнеса в сфере сельского хозяйства — 12,1 млн руб., производства — 9,6 млн руб., строительства — 5 млн руб.
«Малые бизнесы в производственной сфере сокращаются из-за снижения инвестиционного запаса. У людей сокращается количество свободных денег, которые можно вкладывать», — отмечает Алиев.
В поисках запасного аэродрома
Наибольший интерес к покупке готового бизнеса предсказуемо показывают жители Москвы и Санкт-Петербурга. В столице осуществляется около 17,7% переходов к запросам контактов, в Петербурге – 9,3%. Замыкает тройку Новосибирск, доля которого не превышает 3,7%.
«Но если в Москве и Санкт-Петербурге пользователи Avito чаще интересуются предложениями в сфере услуг, то в Новосибирске — в сфере торговли. В целом спрос на готовый бизнес в сфере услуг выше в Екатеринбурге, Казани, Москве, Нижнем Новгороде, Омске, Самаре и Санкт-Петербурге, на готовый бизнес в сфере торговли — в Волгограде, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Перми, Ростове-на-Дону, Уфе и Челябинске», — отмечают эксперты Avito.
Также в Москве, как и годом ранее, зафиксирована самая высокая средняя цена предложения — 4,7 млн руб. (на 10,1% больше, чем в четвертом квартале 2015 года). В Санкт-Петербурге средняя цена составила 3,5 млн, в Самаре — 3,4 млн, в Уфе и Ростове-на-Дону — 3,3 млн руб. Наиболее доступные предложения — в Воронеже и Челябинске (по 1,9 млн руб.). В некоторых регионах цены колебались значительно выше средних показателей. В Уфе по итогам года цена поднялась на 41,4%. В Воронеже, напротив, средняя цена упала на 35,5%, до 1,8 млн руб.
«Чаще всего готовые небольшие предприятия покупают наемные сотрудники, скопившие необходимую сумму денег и желающие попробовать себя на предпринимательской ниве вместо скучной работы или создать «запасной аэродром». Зарплаты стоят на месте, расходы ежемесячно растут, и отложить необходимую сумму на покупку просто не удается», — сообщил Полишкис.
Вторая часть аудитории, по его словам, продавала консервативные инструменты сохранения капитала (например, недвижимость) и вкладывала эти средства в предприятия, сулящие большую выгоду. Но и для таких игроков сейчас ситуация невыгодна.
«Продавать в кризис всегда невыгодно (цены на недвижимость и прочие активы сильно упали), ставки по вкладам достаточно высоки, а готовый бизнес в кризисной ситуации сулит большие риски, нежели прибыли», — описывает картину Полишкис.