Гайдаровский форум – 2017 открылся деловым завтраком, посвященным 25-летию иностранных инвестиций в Россию.
Инвесторов оказалось немного: небольшой зал был заставлен шестью круглыми столами, за которым сидели по семь-восемь человек. Среди них представители Metro Cash&Carry, Caterpillar, Nestle, Mars и пр. К 8.30 в помещение стеклись иностранные бизнесмены, российские чиновники, а также дипломаты. На фоне протокольных темных деловых мужских костюмов выделялись красное платье посла Нидерландов Регины Джонс-Бос и белый костюм зампреда правления Внешэкономбанка (ВЭБ) Ирины Макиевой.
За завтраком наблюдали журналисты: их посадили отдельно от участников мероприятия, в отгороженный от общей залы амфитеатр.
Иностранных инвесторов и других участников мероприятия организаторы потчевали булками, чаем, кофе и соками. Модератором мероприятия выступил первый зампред аппарата правительства Максим Акимов. Он пожелал собравшимся продуктивной беседы и приятного аппетита. «Самым голодным тут останусь я, но, если все пройдет хорошо, организаторы и меня покормят», — понадеялся Акимов.
По словам Акимова, за последние 25 лет Россия побывала в настоящем эпицентре экономического шторма.
«Но мы прошли этот путь с нашими глобальными партнерами. Путь взаимного признания, иногда взаимных претензий, но он изменил взгляд на то, какой должна быть экономическая политика», — сказал он.
В настоящее время география проектов с участием иностранных инвестиций охватывает большую часть регионов России. Общий объем инвестиций в российскую экономику за последние четверть века превысил $160 млрд, а количество созданных рабочих мест в России перевалило за 225 тысяч за последние 25 лет. По данным ЦБ России, приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Россию в первом полугодии 2016 года составил $6,7 млрд, что в четыре раза больше, чем за аналогичный период 2015 года, но в три раза меньше, чем за первое полугодие 2014-го. До кризиса 2014 года Россия привлекала ежегодно десятки миллиардов долларов в качестве ПИИ. Так, в 2010 году объем ПИИ составил $43,17 млрд, в 2011-м — $55,08 млрд, в 2012-м — $50,59 млрд, в 2013 году — $69,22 млрд. В 2014 году они сократились до $22 млрд, а в 2015-м упали до рекордных $6,48 млрд — минимума более чем за десятилетие.
«Бизнес в России очень изменился, потому что поменялась схема взаимодействия с властью. Но думаю, что мы проделали хорошую работу», — сказал Акимов, имея в виду созданный в 1994 году консультативный совет по иностранным инвестициям в России (КСИИ), который возглавляет глава правительства Дмитрий Медведев.
Следом за Акимовым слово взял Пол Полман, гендиректор группы компаний Unilever. Его речь была самой продолжительной. Он вспомнил и о том, что в этом году компания отмечает 25 лет присутствия в России и что лучший способ построить долгоиграющий и перспективный бизнес в какой-либо стране — начать с местного бизнеса, и не забыл перечислить все российские бренды, в которые инвестировала Unilever. «Общий объем наших инвестиций в России за последние 25 лет достигает 178 млрд руб.», — надеялся впечатлить слушателей Полман.
Главный гость мероприятия — министр экономического развития России Максим Орешкин — слушал Полмана очень внимательно: ему не достались наушники с синхронным переводом. Когда после Полмана микрофон перешел к Орешкину, он выразил надежду, что иностранные инвестиции будут играть бóльшую роль в российской экономике.
«Инвестиции — это всегда экономический вопрос. И если смотреть на последние 15–20 лет, когда первые инвестиции пришли в Россию, наша экономика характеризовалась быстрыми темпами роста потребительского спроса и крепким рублем, что было вызвано растущими ценами на нефть». Министр отметил, что в таких условиях иностранный бизнес ориентировался на внутренний рынок.
«В последние два года ситуация меняется, рубль больше не является переоцененным, не является сдерживающим фактором. И мы видим, что все больше компаний начинают работать на экспорт российского рынка», — продолжил Орешкин.
Но для того, чтобы встроить Россию в цепочку международных коопераций, нужен, по мнению Орешкина, новый уровень определенности бизнеса и того, как экономика реагирует на волатильность цен на нефть, насколько устойчива налоговая система.
По словам Орешкина, главной задачей правительства в 2017 году является как раз выработка механизма определенности для зарубежного бизнеса.
«И эта определенность очень важна. Думаю, в этом году главная задача правительства — работать над тем, чтобы [выработать] эту определенность, и понимание того, как будет развиваться экономика — одна из ключевых задач... Подготовка этого плана — как раз тот механизм, через который эту определенность для бизнеса надо определять», — сказал новый глава Минэкономразвития.
Орешкин отметил, что в последние два года многие иностранные компании боялись нестабильности финансовых рынков и отрицательной динамики инфляции в России, но последние данные говорят, что рубль стал сильным активом.
«По результатам последних лет мы видим, что рубль и рублевые активы стали самыми крепкими и самыми сильными активами в мире, поэтому те, кто боялся, упустили серьезные возможности», — резюмировал министр.
Он предупредил, что те, кто будет ждать и откладывать инвестиции на более поздний срок с оглядкой на действующие ограничения, окажутся в менее выгодном положении. Президент группы компаний Novartis в России Вадим Власов согласился с коллегами, что инвестклимат в России стабилен. «В целом мы оцениваем инвестиционную ситуацию в России как абсолютно удовлетворительную», — сказал он.
Зампред правления Внешэкономбанка (ВЭБ) Ирина Макиева пригласила инвесторов в моногорода. «Там лучшие люди и лучшие налоговые льготы», — призвала она.
Представитель ВЭБа подчеркнула, что помимо кадрового потенциала моногорода являются точками роста за счет уникальных налоговых режимов.
«Это льготы по налогу на прибыль, где федеральная часть — 0%, региональный кусок — 5% первые пять лет и не более 10% в следующие пять лет. Это льготы по налогам на имущество и землю, там тоже все по нулям. Кроме того, почти в четыре раза снижены взносы по страховым взносам, в Пенсионный фонд, фонд медицинского страхования», — не уставала перечислять все преимущества развития проблемных городов Макиева.
По ее словам, нужно перестать считать моногорода депрессивными территориями и повернуться к ним не спиной, а лицом. «Сейчас каждый десятый россиянин живет на территории моногорода. Они (моногорода. — «Газета.Ru») есть в каждой стране, они строились вокруг мегапредприятия, и к людям, которые там работали, сейчас повышенное внимание из-за того, что многие предприятия проходят этап модернизации», — сказала Макиева.
Завершающее слово на мероприятии взял губернатор Алтайского края Александр Карлин.
«Сибирь предполагает причастие к душе. Хочу обратиться к инвесторам: приезжайте по своей воле, даже декабристы полюбили ее через 10–20 лет, сейчас есть возможность сделать это за более короткий срок», — рекламировал родной край Карлин.
Он подтвердил инвестиционную важность России, отметив, что, по его мнению, компания не может быть международной, если ее нет в Сибири.
Перспектива причастия в Сибири, видимо,обрадовала не всех присутствующих. «Я очень надеюсь, что сегодня была не только интересная дискуссия, но и вкусная еда», — попытался подсластить пилюлю Акимов.