В начале декабря в Италии прошел конституционный референдум, результатом которого должна была стать масштабная политическая реформа: изменение порядка формирования парламента, его функций, полномочий и финансирования. 60% граждан страны проголосовали против, после чего премьер-министр Маттео Ренци заявил об отставке.
Это привело, в частности, к невозможности реструктуризации долга старейшего в Италии (и в мире) банка, Monte dei Paschi di Siena. Власти Италии обратились к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) с просьбой об отсрочке до середины января: это позволит завершить докапитализацию банка на €5 млрд и избежать огромных убытков. Если же ЕЦБ откажет, а власти не успеют собрать необходимую сумму, банк могут объявить банкротом или реструктуризация пройдет по сценарию европейских кредиторов. Еще €10 млрд правительство планирует вложить в другие проблемные банки, например Banca Popolare di Vicenza и Veneto Banca.
Все это уже ввергло страну в политический хаос, но ситуация может стать хуже, так как в следующем году Италию может ожидать еще один референдум — о реформах налоговой и судебной системы, а также рынка труда.
Именно либерализацию рынка труда, проект реформы которого был предложен все тем же Ренци, эксперты считают ключевой идеей властей. Согласно отчету ОЭСР за 2015 год, реализация этих предложений приведет к росту ВВП на 0,6% в течение пяти лет и на 1,2% — в течение десяти лет. Проведение референдума и его дату должен одобрить Конституционный суд Италии.
«Если расписание заседаний Конституционного суда существенным образом не изменится, то рассмотрение вопроса о референдуме пройдет уже 11 января — по заявлению крупнейшего профсоюза, CGIL», — пишет аналитик Barclays Фабио Фуа.
Референдум затронет три ключевых аспекта реформы, важнейшим из которых считается экономическое влияние решения не применять статью 18 Трудового кодекса к недавно введенным поправкам в бессрочные трудовые договоры (согласно которым защита работников увеличивается пропорционально трудовому стажу). Статья 18 направлена на защиту наемных работников в компаниях с более чем 15 сотрудниками от незаконного увольнения, особенно если речь идет о временных или внештатных работниках, отмечают исследователи из Школы бизнеса Университета Уорвик Стефано Гаспарри и Арианна Тассинари.
По мнению Фуа, необходимость вводить в референдум голосование по статье 18 — и провал этого голосования — окажет «крайне негативное» влияние на политическую и экономическую ситуацию в Италии.
Экономический рост может замедлиться из-за отмены реформ, направленных на улучшение конкурентоспособности Италии на международном рынке, создание новых рабочих мест, увеличение продуктивности сотрудников и гибкости законодательства. С марта 2015 года — момента вступления реформы в силу — существенно возрос наем сотрудников на постоянные позиции, что, в свою очередь, укрепило индекс потребительского доверия и увеличило расходы домохозяйств. Именно частное потребление было основным драйвером медленного восстановления экономики в 2015 году. Возврат неопределенности относительно обязательных выплат при увольнении может снизить желание итальянских компаний нанимать сотрудников на постоянные контракты, отмечает CNBC.
Кроме того, новый референдум может стать еще одним ударом по уверенности европейских политиков в том, что жители Италии хотят реформ, — и скажет о сопротивлении этим реформам больше, чем предыдущий.
Декабрьский референдум многими оценивался не как голосование за или против конкретных реформ, а как поддержка (или неодобрение) действий текущего правительства и его главы Маттео Ренци. «Я бы сравнил происходящее с тем, что Дональд Трамп планирует сделать с программой медицинского страхования в США Obamacare», — говорит Эрик Джонс, профессор Университета Джонса Хопкинса. Профсоюзы сомневаются в том, что новые нормы законодательства направлены на защиту работников, но в результате провала референдума проиграют все: и наниматели, и соискатели.
Также новый референдум и отказ от трудовых реформ может увеличить вероятность досрочных выборов во втором квартале 2017 года. Поддержка правящей Демократической партии, скорее всего, уменьшится, а популистское «Движение пяти звезд» (не признает себя ни правой, ни левой партией), представители которого считаются евроскептиками и выступают за выход из Евросоюза, вероятно, получит дополнительное признание в стране, отмечает The Wall Street Journal.