В течение долгого времени добычу нефти на принадлежащем Норвегии участке континентального шельфа вели в основном крупные иностранные компании и главный игрок на рынке страны — Statoil, которая добывает около 70% норвежской нефти. Однако после двухлетнего периода низких цен ситуация начала меняться: на норвежские активы в Северном море нацелились небольшие частные предприятия, которые раньше не могли пробиться на рынок.
Так, в июне 2016 года норвежская Norske Oljeselskap приобрела права на разработку одного из месторождений у BP. Сделку, сумма которой составила $1,3 млрд, главный партнер инвестиционной компании HitecVision Арне Трондсен назвал
«первым признаком большой переделки норвежского континентального шельфа».
О намерении уменьшить траты и распродать часть активов заявила не только BP, но и американская Exxon Mobil, голландская Royal Dutch Shell и французская Total. В основном сокращения коснулись расходов на разведку (что снижает количество новых проектов в Норвегии). В то же время небольшие компании пользуются запущенной в 2005 году программой правительства страны, которая компенсирует часть затрат на разработку.
Для транснациональных корпораций этой суммы недостаточно.
«Это не значит, что все крупные компании уходят из Норвегии. Но Северное море больше не кажется им территорией роста, они не готовы туда вкладываться», — отмечает Трондсен.
При этом разведка является более капиталоемкой областью, чем непосредственно добыча, и требует больше инвестиций.
Падение нефтяных доходов привело не только к попыткам добывающих компаний повысить рентабельность, но и к протестам среди служащих нефтегазового сектора в связи с планами работодателей о сокращении зарплат. В 2017 году правительство Норвегии собирается увеличить поддержку отрасли и выделить дополнительные 225,6 млрд крон ($28 млрд, около половины этой суммы — из государственного фонда благосостояния). Однако инвестиции в добычу нефти и газа на шельфе снизятся на 10% в 2017 году и на 6,8% в 2018-м.
Пока большие игроки размышляют о том, как уйти из Норвегии с наименьшими потерями, правительство страны напоминает им об «ответственности при остановке предприятий»: если власти не устроит покупатель активов или состояние окружающей среды, компания может поплатиться существенным штрафом.
Каждую сделку будет оценивать министерство нефти и энергетики Норвегии: если у чиновников появятся сомнения в том, что в будущем компания-покупатель будет в состоянии нести расходы по развитию месторождения, то ответственность за его консервацию или закрытие будет нести бывший владелец, отмечает Bloomberg.
По словам партнера юридической фирмы Thommessen Руне Сольберга, раньше такая практика применялась лишь к редким сделкам, но сейчас правительство хочет усложнить уход из страны для зарубежных компаний путем повышения операционных издержек, а также бороться с потенциальными завышениями стоимости активов. В информационном письме министерство отметило, что не будет иметь значения то, продается ли лицензия целиком или какая-то доля в месторождении — проверку будут проходить все сделки без исключения.
«Всем потребуется время на то, чтобы понять новую процедуру. Любое недопонимание действий министерства негативно отразится как на продавцах, так и на покупателях», — добавляет Сольберг.
По оценке регулятора отрасли, стоимость деконструкции и консервации тех месторождений, о которых уже заявили зарубежные партнеры, составит около 170 млрд крон ($20 млрд).