Численность тех, кого в разной степени затронул кризис, составляет три четверти населения, причем 27,5% считают себя сильно пострадавшими. Таковых в октябре оказалось больше сразу на 3%, чем в сентябре, отмечают эксперты Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС. Основная причина недовольства россиян — медленный рост зарплат и непрекращающийся рост потребительских цен.
Еда прибавляет в цене
Предварительные оценки показывают рост заработных плат относительно прошлого года. В сентябре среднемесячная заработная плата составила 36 115 руб., что в реальном выражении на 2,8% выше, чем в сентябре 2015 года.
С начала года потребительские цены выросли на 4,5% (октябрь 2016 года к декабрю 2015 года). В том числе цены на продовольственные товары стали выше на 3,2%, на непродовольственные — на 5,8%, на услуги — на 4,6%
Снижение потребления видно и через оборот розничной торговли. За два года оборот в ритейле в сопоставимых ценах сократился на 13,9% (сентябрь 2016 года к сентябрю 2014-го). Объем продаж продовольственных товаров снизился на 13,6%, продажи непродовольственных товаров — на 14,2%. Причем снижение потребления имеет все шансы на продолжение. «В длительной перспективе изменения динамики будут минимальны», — прогнозируют эксперты.
Неудивительно, что среди населения растут негативные оценки экономической ситуации. Представления о сроках выхода из кризиса за истекший месяц (октябрь) также изменились в худшую сторону. Сократилась численность респондентов, считающих, что положение вскоре улучшится либо падение не выйдет за пределы двух лет.
Руcсо туристо сидит дома
Одна из самых пострадавших от кризиса категорий населения — средний класс (Sberbank CIB относит к среднему классу россиян, чей доход превышает 37 тыс. руб.).
Потребление привычных для этой категории населения товаров и услуг неуклонно снижается. Приходится реже отдыхать за границей и на родине, дольше копить на обновление автомобиля, но чаще переключаться в питании с рыбы и мяса на каши и макароны.
Расходы на проведение отпуска за границей падают катастрофически. В феврале этого года (в самый низкий сезон) выезд за границу могли себе позволить 64% опрошенных, а в октябре (окончание бархатного сезона) — 55%, свидетельствуют данные опроса РАНХиГС (принимали участие 1,6 тыс. респондентов).
Стоит уточнить, что в целом отдых на зарубежных курортах могут себе позволить, по разным подсчетам, примерно 10% россиян. В основном это как раз и есть тот самый средний класс и люди с достатком выше среднего и состоятельные (в мониторинге их практически нет).
Расходы на проведение отпуска внутри страны тоже показали тенденцию к сокращению.
В феврале 2016 года 44,4%, в октябре 41,2% опрошенных смогли отдохнуть на отечественных курортах.
При этом Ростуризм регулярно докладывает о росте внутреннего туризма. Возможно, впрочем, в оставшиеся два месяца ситуация улучшится. В октябре на 12,3–13,4% стал дешевле проезд в плацкартных и купейных вагонах поездов дальнего следования, на 1,9% — услуги воздушного транспорта (относительно сентября).
На 1,4–2,8% снизилась стоимость туров на отдых в Испании, Греции, экскурсионных поездок в Германию, Францию, Финляндию, автобусных экскурсионных поездок по городам Европы, путевок в дома отдыха, пансионаты и санатории на территории России. Но маловероятно, что оставшийся квартал «сделает кассу» всей туриндустрии.
Новый автомобиль — давняя мечта
Доля россиян, способных купить новый автомобиль, сейчас составляет 12%. В 2012 году (лучший год после кризиса 2008–2009 годов) таковых было 23%, отмечают эксперты со ссылкой на данные Центра стратегических исследований Росгосстраха.
При первых же признаках стагнации в экономике (2013 год) позволить себе обновить автомобиль смогли только 17% опрошенных. После обвала курса рубля на новый автомобиль смогли наскрести 14%. В прошлом году, как и в этом, еще меньше — 12%.
Похоже, офисный планктон, обожавший покупки автомобилей в кредит, выдохся и теперь рулит на том, что успел купить до геополитических потрясений.
Негативную тенденцию с покупкой автомобиля подтверждают и данные аналитического агентства «Автостат». По данным за январь — октябрь 2016 года, продажи даже таких бюджетных автомобилей, как Lada Granta, обвалились почти на треть, а Renault Logan — более чем на треть (31,5%). Продажи некогда популярнейшей модели Hyudai Solaris упали на 22%. Правда, за этот же период выросли продажи Toyota RAV4 (+20%), но этот автомобиль никогда не был по карману российскому среднему классу. По крайней мере речь идет о новом автомобиле.
Жизнь взаймы 2.0
Несмотря на рецессию в экономике, средний класс с трудом расстается с докризисной мечтой о жизни на широкую ногу.
Это следует из статистики о накоплениях (они тают) и статистики о потребкредитах (их продолжают брать).
В структуре использования денежных доходов населения в январе — сентябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля сбережений снизилась (с 13,4 до 10,0%). Снижение идет в основном за счет доли «прочих сбережений».
Эксперты РАНХиГС отмечают «рост объемов розничного кредитования: в январе — сентябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы кредитования увеличилась на 31%, а количество новых кредитов — на 16%.
Рост кредитования отчасти объясняется ростом лояльности банков к клиентам. В октябре на 4,6% стала ниже плата за пользование потребительским кредитом. Но есть и другое объяснение: новые кредиты берут на обслуживание действующих.
«Спросом все больше пользуются программы рефинансирования уже существующих кредитов под лучшие процентные ставки. Лидеры банковского рынка переманивают клиентов с хорошей платежной дисциплиной, предлагая им лояльные условия кредитования», — говорит Светлана Гордеева, руководитель направления разработки кредитных продуктов Бинбанка. Рост потребкредитования среднего класса, как и потребкредитования в целом, прослеживается со второго полугодия 2016 года, тенденция должна сохраниться и в начале 2017 года, добавляет Гордеева.
Архаичная адаптация к кризису
Из мониторинга РАНХиГС следует, что средний класс стал хуже питаться и меньше потреблять алкоголя и табака, по прежнему экономит на лечении, в том числе амбулаторном, на покупке качественных продуктов, урезал расходы на фастфуд, стал придирчивее относиться к выбору развлечений и т.п. Но самое интересное, что формы адаптации к новой реальности у среднего класса не отличаются интенсивностью. Их тем более нельзя признать эффективными.
Экономия на потреблении товаров и услуг остается главной формой адаптации.
«Средний класс, да и россияне в целом в условиях текущего кризиса занимают выжидательную позицию и предпочитают экономить. Экономят на товарах и услугах в сегменте среднего класса 76,2%, а если доходы ниже среднего — то уже 85% населения», — говорит Александра Полякова, ведущий научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Вторая контрмера против кризиса и снижения расходов — создание запаса продуктов. Такая адаптационная стратегия характерна больше для пенсионеров.
Численность тех, кто использует трудовые формы адаптации (вторая работа, разовые или регулярные подработки, повышение квалификации или образовательного уровня), существенно не растет, отмечает Полякова.
«Эффективные трудовые стратегии адаптационного характера, например поиск второй работы, разовых или постоянных подработок, не выражены ярко.
Адаптационное поведение если и имеется, то обычно принимает архаичные формы — например, выращивание овощей и фруктов на личных приусадебных участках.
На это указала треть опрошенных», — говорит Полякова.
Таким образом, экономия на потреблении продолжает оставаться основной формой адаптации, а оценка экономической ситуации, даже в случае ее ухудшения, не становится основанием для формирования эффективных адаптационных стратегий. Стратегии, связанные с вложением в рост собственного человеческого капитала, не получают значительного распространения даже у среднего класса, считающегося наиболее активной частью населения.