Находящаяся в состоянии банкротства авиакомпания «Трансаэро» вновь задумалась о восстановлении деятельности. Этот вопрос будет обсуждаться на совете директоров компании в период с 4 по 11 ноября. Как говорится в повестке дня заседания, будет рассматриваться вопрос «Предложение и программа по восстановлению основной деятельности общества».
Позднее менеджмент «Трансаэро» распространил сообщение, в котором подтвердил планы по запуску новой авиакомпании на базе «Трансаэро». «Менеджмент совместно с ведущими консультантами подготовил действенный и функциональный план запуска новой авиакомпании на базе ОАО «АК «Трансаэро», — говорится в сообщении. План будет представлен совету директоров 4 ноября. Возглавляет совет директоров основной акционер «Трансаэро» Александр Плешаков, которому принадлежит 59,48% акций. Каким будет предлагаемая модель новой авиакомпании, в «Трансаэро» не сообщили.
Но окончательное решение будут принимать банки-кредиторы, подчеркивается в сообщении авиакомпании. Основными банками-кредиторами «Трансаэро» являются Сбербанк, ВТБ, Внешэкономбанк (ВЭБ), Альфа-банк, «Открытие» и другие российские финансово-кредитные организации.
Источник в одном из банков-кредиторов «Трансаэро» рассказал «Газете.Ru», что к ним никто из компании по вопросу возобновления деятельности не обращался, и усомнился в реальности такой инициативы.
О малой вероятности возобновления работы «Трансаэро» сказал и другой источник в другом банке-кредиторе авиакомпании. В Сбербанке, Альфа-банке, «Открытии» и ВТБ не ответили на запрос «Газеты.Ru».
За «Трансаэро» числится около 90 млрд руб. долгов перед банками-кредиторами. Помимо этого авиакомпания не расплатилась и за лизинг самолетов. По состоянию на октябрь 2016 года задолженность «Трансаэро» по выплатам по лизингу оценивалась в 150 млрд руб. При этом бухгалтерская стоимость самолетов «Трансаэро», которые были возвращены лизингодателям, существенно превышает их рыночную оценку из-за неудовлетворительного технического состояния.
По данным Роструда, из 11 тыс. сотрудников «Трансаэро» в компании продолжают числиться 1235 человек. Большинство бывших работников авиакомпании за год после прекращения ее деятельности перешли на работу в компании группы «Аэрофлот». По данным национального перевозчика, в «Аэрофлот» и его «дочки» были трудоустроены 4347 бывших работников «Трансаэро».
На фоне сообщений о возможном перезапуске авиакомпании «Трансаэро» акции, которые продолжают торговаться на Московской бирже, подскочили на 74%: с 3,95 руб./акция до дневного максимума в 6,89 руб./акция.
К 18.00 мск ценные бумаги авиакомпании слегка снизились в цене, до 5,96 руб./акция. Тем не менее даже к концу торговой сессии акции «Трансаэро» торговались на 56% выше, чем в начале дня.
Стоит также отметить, что объем торгов акциями «Трансаэро» в десятки раз превысил среднесуточный показатель за предыдущие месяцы: 2 ноября он пробил отметку в 228 млн руб., тогда как в среднем в октябре объем по акциям перевозчика составлял всего 3–5 млн руб., а максимальный объем торгов в октябре был зафиксирован на уровне 17,7 млн руб.
Летом 2015 года в СМИ стала появляться информация о том, что «Трансаэро» задолжала крупные суммы за услуги аэропортов и поставщикам авиационного топлива. 1 сентября 2015 года на заседании межведомственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова было одобрено решение продать 75% + 1 акция «Трансаэро». Покупателем выступал «Аэрофлот», а сумма сделки составила символический 1 рубль.
Но сделка не состоялась. Позже о желании приобрести акции «Трансаэро» заявляли владельцы авиакомпании «Сибирь», но и эту сделку не удалось довести до заключения.
В ноябре 2015 года основные акционеры «Трансаэро», супруги Ольга и Александр Плешаковы, покинули Россию и переехали во Францию, сообщил Forbes. Впрочем, сами Плешаковы эту информацию позднее опровергли, но, по информации «Газеты.Ru», супруги предпочитают проводить основную часть времени за рубежом.
«С одной стороны, сейчас не самое лучшее время выводить на рынок новую авиакомпанию, но если все же и выводить, то стоит подумать о бюджетном перевозчика. В таком случае есть шанс на падающем рынке занять определенную долю, поскольку в кризис люди начинают экономить, в том числе на перелетах», — рассуждает авиационный эксперт из Высшей школы экономики Андрей Крамаренко.
Российский рынок гражданской авиации продолжает сужаться. По данным Росавиации, перевозки пассажиров с января по сентябрь 2016 года сократились на 7,9% год к году, до 67,6 млн человек. При этом сильнее всего упал рынок наиболее доходных для авиакомпаний международных рейсов — на 25,1%, до 24,2 млн человек. Однако перевозки по внутрироссийским направлениям растут — на 5,5%, до 43,4 млн человек, в период с января по сентябрь 2016 года.