По данным Международного валютного фонда (МВФ), общемировой долг нефинансового сектора достиг $152 трлн. За 100 лет он увеличился вдвое.
При этом долг увеличивается: в 2002 году он составлял 200% общемирового ВВП, а в 2015 году — уже 225%.
Пока нет ни одного способа измерить, насколько опасно увеличение этого показателя, но МВФ уже предупреждает правительства стран мира о необходимости снизить объем заимствований, отмечает CNBC.
После мирового финансового кризиса 2008–2009 годов центральные банки разных стран ввели рекордно низкие базовые ставки, чем воспользовались многие компании, которые увеличивали кредитный портфель, — и уровень закредитованности корпораций сильно вырос.
Сложившаяся в финансовом мире практика низких процентных ставок подавляет желание компаний выплачивать долги, даже если в настоящий момент это для них не составляет труда, поэтому многие откладывают закрытие кредитов в ожидании повышения инфляции.
МВФ предупреждает, что дефляция часто приводит к увеличению долгового бремени, что, в свою очередь, ведет к ухудшению экономического роста и продолжению состояния дефляции.
У политиков остается все меньше возможностей эффективных действий для сокращения уровня долга, особенно после финансового кризиса, поэтому МВФ призывает к совместному применению фискальных, денежно-кредитных и структурных решений, чтобы максимизировать их воздействие.
Говоря о потенциально наиболее проблемных областях, МВФ сообщает, что частный долг высок не только в странах с развитой экономикой, но и среди нескольких «системно значимых» стран с формирующейся рыночной экономикой, а именно в Бразилии и Китае.
Хотя долги стран составляют лишь около одной трети от общемирового, в докладе также сообщается о существенном увеличении этой доли после 2010 года — когда страны начали восстанавливаться после финансового кризиса.
В полугодовом финансовом мониторинге МВФ неоднократно отмечалась решающая роль фискальных органов в создании стабилизирующего климата, в котором при условии экономического роста можно безопасно уменьшать глубину и продолжительность потенциального финансового спада, вызванного слишком большим количеством заимствований.
Снижению госдолга могут поспособствовать финансовые преобразования, направленные на сокращение дефицита бюджета, рост ВВП (путем повышения производительности), поднятие целевого ориентира по инфляции, а также реструктуризация долга.
В качестве примера, когда ослабленная банковская система стала препятствием для успешного сокращения доли заемных средств, МВФ называет Европу.
Проводимая Европейским центральным банком в последние годы политика количественного смягчения стала поводом для многих компаний увеличить объем долгов.
Отрицательная базовая ставка в течение длительного времени приводит к тому, что депозиты становятся невыгодными уже не только для крупных корпораций, но и для частных лиц, а кредиты, наоборот, становятся все привлекательнее. Монетарная политика ЕЦБ, судя по всему, вряд ли изменится до середины 2017 года. Также МВФ выделил Китай как страну, в которой наблюдается рискованно высокий уровень корпоративного долга, особенно на рынке недвижимости.
На встрече со Всемирным банком в Вашингтоне, которая запланирована на 9 октября, МВФ, как ожидается, повторит свой призыв к государствам активизироваться и помочь в снижении общего объема долга, так как меры кредитно-денежной политики, судя по всему, достигли своих пределов эффективности.