«Черная пятница» теряет свою популярность. В 2016 году распродажа, следующая после Дня благодарения, не станет крупнейшим торговым днем, говорится в докладе консалтинговой компании RetailNext, отслеживающей трафик розничных продаж.
Ранее именно Black Friday занимала первое место в рейтинге и по количеству посетителей в магазинах, и по объему продаж.
Вместо нее лидером в списке крупнейших торговых дней станет пятница 23 декабря, предшествующая католическому Рождеству.
Вторым по объему продаж в американских магазинах в 2016 году прогнозируется 17 декабря — предпоследняя суббота перед Рождеством. «Черная пятница» займет лишь третье место.
Тенденция наметилась еще несколько лет назад.
В 2015 году продажи в «черную пятницу» сократились на 12% год к году, до $10,2 млрд.
Американские торговые сети с каждым годом все раньше объявляют сезон распродаж, и потребительский спрос, провоцируемый скидками, оказывается равномерно распределенным по нескольким месяцам.
Впрочем, если оценить потребительскую активность в США в предрождественский сезон, то 2016 год, как ожидается, станет самым масштабным с точки зрения розничных продаж со времен рецессии 2008 года.
Расходы розничных покупателей в период со Дня благодарения до Нового года в американских магазинах увеличатся на 10% год к году, прогнозируют в PwС.
Средний чек за сезон составит около $1121. При этом стремительнее всего будет расти e-commerce: траты потребителей в онлайн-сегменте увеличатся на 25%.
Национальная федерация розничной торговли (NRF) США ожидает повышения продаж в ноябре – декабре на 3,6%, до $655,8 млрд. Онлайн-продажи увеличатся на 7–10%, до $117 млрд, полагают в NRF.
Распродажи в «черную пятницу» — это традиционное мероприятие для, которое проходит после Дня благодарения в США. Этот день и следующие за ним выходные, отмеченные ажиотажной потребактивностью, открывают сезон рождественских распродаж. За свою многолетнюю историю (термин «черная пятница» появился в 1966 году) акция вышла за пределы США и сейчас проводится как в интернете, так и офлайн во всем мире.
Как правило, в крупных торговых центрах Нью-Йорка, Парижа и Лондона люди выстраиваются в огромные очереди еще до полуночи: дело в том, что максимальные скидки и наиболее выгодные предложения доступны лишь самым первым покупателям.
Соревнование за право попасть первым к заветному прилавку в американских супермаркетах нередко заканчивается давками, драками, а иногда и стрельбой.
В этот день скидки на ассортимент товаров в розничных магазинах достигают 70–80%. Официальным праздником Black Friday не является, но многие американцы предпочитают взять в этот день отгул.
Для самих Штатов этот день стал настолько значимым, что за его успехами следят даже аналитики финансовых рынков, строящие долгосрочные экономические прогнозы на основе статистики, полученной по результатам дня распродаж.
Традиционно наиболее выгодными покупками в дни предпраздничных распродаж являются электроника, бытовая техника, предметы обихода и игрушки — именно на эти категории товаров продавцы предлагают наибольшие скидки.
С 2000 года объем розничных продаж в рождественские праздники в США демонстрировал ежегодный рост, за исключением 2008 года, на который пришелся основной удар финансового кризиса.