Белоруссия в одностороннем порядке повысила ставку тарифа на транспортировку нефти. Об этом в воскресенье сообщил представитель «Транснефти» Игорь Демин.
Белорусское министерство антимонопольного регулирования и торговли постановлением от 28 сентября (вступит в силу 11 октября) повысило стоимость транзита в среднем на 50%.
«В настоящее время российскую сторону по сути поставили в известность об односторонне принятом решении, нарушающем действующие договоренности — как положения межправительственного соглашения, так и согласованной методики (механизма) изменения тарифов», – приводит слова Демина РИА «Новости».
Представитель «Транснефти» отметил, что белорусские «Гомельтранснефть Дружба» и «Полоцктранснефть Дружба» запрос на изменение тарифа российской компании не направляли. «Транснефть» по поводу действий белорусской стороны уже обратилась в Федеральную антимонопольную службу.
По словам Демина, межправительственное соглашение России и Белоруссии предусматривает, что тарифы определяются по методике, утвержденной уполномоченными органами в области тарифного регулирования. Эта методика подразумевает, что при внеплановом пересмотре ставки Белоруссия разрабатывает планируемые величины тарифов и передает их на согласование российской стороне, которая в течение двух недель должна принять решение. И если договоренность не достигнута, размер тарифа устанавливают уполномоченные органы России и Белоруссии. В случае если и им не удается достигнуть консенсуса, Белоруссия повышает ставку на среднегодовой индекс потребительских цен на текущий год, установленный параметрами прогноза социально-экономического развития России, увеличенный не более чем на 3%.
По нефтепроводу «Дружба», проходящему через Белоруссию, в 2015 году было транспортировано 52,3 млн тонн российской нефти. Это почти треть от объема экспорта (он составил 171,1 млн тонн). По этой трубе нефть из России получают Германия, Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.
«Но нынешние нефтяные проблемы имеют газовые корни», — говорит эксперт Фонда национальной энергетической безопасности политолог Игорь Юшков.
Дело в том, что Белоруссия уже давно пытается добиться от России снижения цены на газ. Сейчас она составляет $132 за 1 тыс. кубометров (и это одна из самых низких ставок российского газового экспорта), тогда как в Минске полагают справедливой цену в $73, что сопоставимо с внутрироссийскими ценами. Состоялось уже несколько раундов переговоров, которые, однако, не принесли никаких результатов.
В субботу российский вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что переговоры будут продолжены, но речи о скидке для Белоруссии не идет.
Впрочем, основной проблемой, по словам Юшкова, является даже не это. Ранее сообщалось, что Россия и Белоруссия договорились об изменении формулы ценообразования, которая станет полностью рублевой и будет основываться как раз на средней внутренней цене российского рынка плюс повышающие коэффициенты.
«И теперь решается вопрос о том, как Белоруссия будет оплачивать поставки текущего года. Минск настаивает на том, чтобы с января 2016 года оплата всех объемов газа рассчитывалась именно по рублевой формуле, Россия предлагает вариант 50/50», — рассказывает Юшков. Между тем долг Белоруссии за российский газ, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, уже составляет около $300 млн.
По словам Юшкова, белорусский президент Александр Лукашенко ведет рискованную игру. «Он избрал политику кнута, а это очень опасно в первую очередь для самой Белоруссии, так как России это может воспринять как попытку пойти путем Украины, — говорит политолог. — И это может привести к тому, что экономический конфликт перетечет в политический и в отношениях стран наступит серьезный кризис».
В конце сентября Лукашенко выступил с резкой критикой России, связанной со снижением поставок нефти в Белоруссию. По его словам, это давление со стороны РФ, которого, по словам белорусского президента, не потерпит ни он, ни белорусы. В связи с этим Лукашенко практически открыто пригрозил выходом из Евразийского экономического союза, заявив, что Белоруссия будет «оптимизировать свое членство» в ЕАЭС.