По результатам совещаний у первого вице-премьера Игоря Шувалова «Транснефти» предложено обосновать свое намерение продать пакет акций Новороссийского морского торгового порта, рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве. Это необходимо сделать до 1 октября. Собеседник также уточнил, что «Транснефть» предложила продать все 35,57% акций, которыми она консолидированно владеет с учетом 10,52% ООО «Транснефть-Сервис».
О намерении «Транснефти» продать пакет акций НМТП стало известно несколько дней назад. Согласно источникам телеканала «Дождь», летом «Транснефть» отправила в администрацию президента письмо с просьбой рассмотреть возможность выхода из этого актива. Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос первому вице-премьеру Игорю Шувалову, а тот передал его в Минтранс, Минэкономразвития и Минэнерго. В Минтрансе и источник в Минэкономразвития подтвердили «Газете.Ru» получение поручения.
Структура и ориентировочная стоимость сделки будут определены после получения правительством дополнительной информации от компании, рассказал «Газете.Ru» источник в правительстве.
По итогам совещаний в правительстве РФПИ рекомендовано предоставить информацию о планируемом участии в сделке. Собеседник также пояснил, что у «Роснефти» есть альтернативная стратегия использования НМТП, не предусматривающая продажу «Транснефтью» этого пакета. В «Роснефти» не стали комментировать данную информацию.
Неясные мотивы
Новороссийский порт — крупнейший в России, холдинг НМТП фактически контролирует около трети перевалки грузов в России. Назвать этот актив невыгодным нельзя. «НМТП является с финансовой точки зрения довольно привлекательным активом», — говорит председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский. По оценке гендиректора InfraNews Алексея Безбородова, стоимость половины актива составляет не менее $1,5 млрд.
Одной из причин желания «Транснефти» выйти из состава акционеров НМТП может быть давний конфликт с другим акционером НМТП — ГК «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова, которая на паритетной основе с «Транснефтью» владеет 50,1% акций НМТП.
«Несмотря на то что с 2014 года о серьезных конфронтациях между акционерами не сообщалось, управленческие разногласия, видимо, сохраняются. Выход из компании, возможно, сейчас для «Транснефти» представляется наилучшим вариантом решения ситуации», — рассуждает Андриевский.
Другой причиной может быть необходимость найти дополнительный источник финансирования для инвестиционных проектов. Впрочем, «Транснефть» не испытывает нужды в средствах, крупные инвестпроекты компании подходят к завершению, уверен Безбородов.
Но в настоящее время правительство проводит политику изъятия прибыли у компаний с госучастием. Минфин выступает за введение бессрочной нормы для госкомпаний на выплату дивидендов в размере 50% от прибыли по МСФО. А Минэкономразвития внесло в правительство предложение о выплате промежуточных дивидендов для некоторых госкомпаний, в том числе «Транснефти».
Решение по инициативе Минэкономразвития еще не принято, но «Транснефть» уже заявила о том, что подобная практика приведет к сокращению инвестпроектов.
«Если решение состоится — будем сокращать программу. Что конкретно сокращать — будем прорабатывать», — сообщил Агентству нефтяной информации (АНИ) советник президента «Транснефти», пресс-секретарь Игорь Демин. «Если сложить 12 млрд руб., которые мы уже выплатили по итогам 2015 года, и предполагаемые 59 млрд руб., то получится 71 млрд руб. Никакими сокращениями операционных расходов такой отток средств не возместить. Все операционные расходы за год у компании — около 200 млрд руб.», — пояснил он.
К тому же у «Транснефти» есть и другие определенные финансовые сложности. В частности, рост тарифов, утвержденный ФАС, почти вдвое ниже ожиданий компании (5,76% вместо ожидаемых 10,71%).
В итоге «Транснефти» придется искать дополнительные средства для реализации своих инвестпрограмм. Кроме того, у компании есть долларовый долг: «Транснефть» и «Роснефть» получили в 2009 году от Китайского банка развития кредиты на $10 млрд и $15 млрд соответственно в обмен на обеспечение долгосрочных поставок нефти в Китай. В отличие от «Роснефти», «Транснефть» получает выручку в рублях, поэтому обслуживание валютного долга после девальвации рубля для компании весьма обременительно, предполагает Андриевский.
Возможные покупатели
Что касается потенциальных покупателей (если допустить, что продажа все же состоится), это вряд ли будут иностранные компании, например из ОАЭ, об интересе которых к активу сообщалось ранее, уверен Безбородов из InfraNews. Среди возможных покупателей в материале «Дождя» назывался один из крупнейших мировых портовых операторов — DP World, принадлежащий правительству ОАЭ.
«В России в стивидорную отрасль не пускают даже китайцев», — поясняет Безбородов.
По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, возможно, правительство выступает за идею сосредоточить контроль над НМТП в одних руках. При этом финальным владельцем НМТП, по мнению Полищука, может в итоге стать как «Сумма», так и сторонний инвестор.
В «Сумме» и РФПИ отказались комментировать ситуацию вокруг НМТП.