Губернаторам разъяснили слово «минимальный»
Постановление правительства от 9 апреля 2016 года утвердило правила, в соответствии с которыми регионы должны рассчитывать нормативы минимальной обеспеченности населения торговыми площадями. Однако органы власти регионов восприняли указание превратно, следует из письма Минпромторга. Как следует толковать слово «минимальный», министерство разъясняет с использованием жирного шрифта.
«Обращаю особое внимание, что нормативы устанавливают минимально допустимое количество торговых объектов, то есть определяют нижние пороги обеспеченности населения торговлей», — говорится в письме (копия есть у «Газеты.Ru»), где пять последних слов, а также слова «минимально допустимое количество» выделены жирным. Документ за подписью замминистра Виктора Евтухова разослан по списку в органы исполнительной власти всех регионов (всего 85 адресов).
Востребованность и необходимость торговых объектов любого формата определяется исключительно готовностью бизнеса к созданию новых объектов.
Использование минимальных нормативов в качестве обоснования для сокращения существующих или недопущения открытия новых торговых объектов, прежде всего малых форматов, недопустимо, отмечается в письме.
В качестве дополнительного стимула Минпромторг указывает, что степень превышения нормативных минимумов в сфере торговли будет одним из критериев для оценки деятельности органов власти регионов.
Для комфорта потребителей и развития производства важно разнообразие торговых форматов, прокомментировал «Газете.Ru» свое письмо Виктор Евтухов. Он отметил, что «огромное количество производителей не разовьются за счет одних лишь сетей», для этого не у всех есть необходимые мощности, «форматные» товары, вес на рынке, чтобы договариваться с сетями о поставках.
Маленькие магазины, базары и ярмарки важны как канал сбыта для фермеров. «Это абсолютно неадекватная ситуация, когда для производителя в каком-то муниципалитете не хватает места на ярмарке», — возмущается он.
Постановление правительства о минимальных нормативах устанавливало понятные правила для формирования в регионах разноформатной торговой инфраструктуры, подчеркнул Евтухов. «В ближайшее время мы дополним их нормативами минимальной обеспеченности населения торговыми местами по продаже продтоваров на розничных рынках», — пообещал замминистра.
В этих нормативах будет учтена специфика территории, в том числе климатические и географические особенности. «Это должно остановить процесс сокращения малых и нестационарных торговых объектов и даст производителям дополнительные каналы сбыта», — полагает он.
Экспансия сетей
На практике присутствие малого бизнеса в розничной торговле продолжает сокращаться — его вытесняют крупные торговые сети, которые в условиях кризиса продолжают наращивать свое присутствие в регионах.
Оборот розничной торговли в России продолжил падать в первом полугодии 2016 года: по данным Росстата, падение составило 5,7%. Темп роста выручки крупнейших сетей тем временем остается на высоком уровне. Так, X5 Retail Group заявила об увеличении доходов за первое полугодие на 26,3%. Основной вклад внесло расширение торговой сети эконом-класса «Пятерочка» — только во втором квартале Х5 открыла 539 таких новых магазинов.
Выручка «Ленты» в первом полугодии 2016 года выросла на 21,9%, в том числе за счет открытия новых гипер- и супермаркетов. Сеть «Дикси» также нарастила за этот период выручку на 20,2%. «Магнит» в первом полугодии выручил почти на 15% больше, чем за тот же период в прошлом году, нарастил сеть почти на 800 новых магазинов, а в августе анонсировал открытие новых гипермаркетов. Открывала новые дискаунтеры и сеть «О'кей», нарастив выручку на 10,1%.
Розничный сговор
Информацию об обороте розничной торговли Росстат дает без разбивки по сегментам и форматам торговли, однако выделяет долю розничных рынков и ярмарок. Из года в год она устойчиво сокращается — с 10,4% в июне 2012 года упала уже до 7% в июне 2016 года. В столице доля ярмарок выше среднего по стране, но и снижается быстрее — с 15,5% в июне 2015 года она сократилась за год до 12,3%.
«Точной статистики у нас нет, но то, что крупные сети активно наступают на мелкую розницу, мелкую и среднюю, — это факт», — говорит Александр Жарков, председатель совета московского отделения «Опоры России».
Формально региональные правительства, конечно, не поддерживают развитие сетей за счет малого бизнеса, однако зачастую чиновники убеждены в том, что сети платят больше налогов и работать с ними проще, говорит общественный деятель.
«Я являюсь членом комиссии по мелкой рознице и вижу, как благодаря лоббизму сетей правительство ставит вопрос о переносе мелких торговых объектов, например, дальше от сетевых магазинов. Это касается тех же киосков с мороженым, а мотивируют тем, что этот товар уже есть в сетевых магазинах», — приводит пример Жарков.
В целом в Москве закрылось много небольших магазинов за последние годы, в спальных районах явно доминируют торговые сети, продолжает он. В других регионах тенденции похожие, а там сети еще быстрее убивают мелкую розницу. В результате государство может столкнуться с печальными последствиями, предостерегает Жарков: прежде всего вырастут цены, поскольку нескольким крупным игрокам проще между собой сговориться, чем сотням мелких точек. Качество товара тоже может пострадать.
В то время как крупные федеральные сети продолжают экспансию, сокращаются средние и региональные, отмечает президент Коалиции киоскеров Владлен Максимов.
«Они жалуются, что получают товар от поставщиков по тем расценкам, которые в федеральных сетях в рознице», — говорит он. А на мелкую розницу продолжается административное давление в разных регионах. Самая сложная ситуация сейчас в Калужской области, в Липецке, отмечает Максимов.
«Говорят одно и то же: внешний вид плохой. Конечно, плохой, если у людей твердых прав нет», — возмущается он.
В кризис это может быть естественный процесс, полагает директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов. «В условиях неблагоприятной экономической ситуации идет консолидация рынка. Наиболее сильные компании увеличивают долю даже на падающем рынке за счет более слабых, которые уходят», — констатирует он.
Но сам российский розничный рынок еще находится на этапе становления, доля сетевого ритейла в России сейчас около 50%, а на развитых рынках она выше.
Поэтому этот процесс, скорее, нормальный, но государство должно следить за тем, чтобы не создавать преимущества тем или иным игрокам, заключает эксперт.