Рекордное падение рынка
Продажи лекарств в России сократились с 648 млрд до 620 млрд руб. в первом полугодии этого года, объем реализованных упаковок снизился с 2,6 млрд до 2,4 млрд штук, по информации DSM Group. Падение в стоимостном выражении за полугодие наблюдается впервые за долгие годы, сказала «Газете.Ru» директор по исследованиям маркетингового агентства Юлия Нечаева. «За период нашего наблюдения — впервые», — отметила она.
Такой динамике в 2016 году по сравнению с 2015-м могла поспособствовать более серьезная эпидемиологическая обстановка зимой прошлого года по сравнению с текущим, предполагает эксперт. «В этом году такого же сильного увеличения продаж не было, и этот перекос сказался», — отметила она. Влияние кризиса стало заметным со второго полугодия 2015 года, отрицательная динамика оставалась существенной в первом квартале года.
«В этом году была сильная эпидемия гриппа, — спорит Елена Неволина, исполнительный директор «Аптечной гильдии», — если бы не она, продажи упали бы еще сильнее».
Покупательная способность, по ее словам, продолжает снижаться, а цены продолжают расти. Тем не менее во втором полугодии продажи могут вырасти за счет сезонного фактора, считает эксперт.
Во втором квартале этого года рынок уже начал выправляться, драйвером роста стал аптечный сегмент, отмечается в опубликованном сообщении DSM Group. Отрицательная динамика в пересчете на упаковки снизилась, а в деньгах даже наблюдался прирост на 2,1% к аналогичному периоду прошлого года (без учета инфляции).
Рост цен стал основным драйвером роста: если за первые три месяца года лекарства подорожали на 1% по сравнению с декабрем 2015 года, то за апрель — июнь цены выросли на 4%. В целом за полугодие инфляция в аптечном сегменте достигла показателя 5,5%, подсчитали в DSM Group.
В больницу со своими лекарствами
Государство, по данным маркетологов, в первом полугодии экономило на лекарствах сильнее, чем сами граждане: закупки препаратов для больниц и поликлиник снизились на 6,5% в деньгах и на 12,2% в упаковках. Существенно сократился объем рынка в сегменте дополнительного лекарственного обеспечения: на 11% в упаковках, на 8,5% в деньгах.
В целом объем падения рынка очень серьезный, отмечает директор Института экономики здравоохранения Лариса Попович. Уже в прошлом году рынок рухнул на уровень продаж 2008 года, и если падение продолжается, то это говорит о резком сокращении объема потребления лекарств, считает она.
«А если в госпитальном сегменте так сильно падает [объем закупок], это совсем плохо — это будет означать, что населению со своими лекарствами приходить в стационары. Это серьезная тенденция, с которой надо разбираться и срочно принимать антикризисные меры», — считает эксперт.
Во втором полугодии все еще может наладиться, успокаивает Нечаева из DSM Group. На цифрах могла сказаться неравномерность закупок: «Может, начали закупать с более дорогостоящих препаратов. Здесь сказывается политика проведения тендеров».
Объем финансирования по программе госгарантий не менялся, напоминает Попович. Другое дело, что лекарства дорожают, поэтому деньги, выделенные на их закупку, кончаются быстрее, чем планировало правительство, и объем закупок в упаковках падает быстрее, чем в стоимостном выражении, объясняет она.
Динамика в госпитальном сегменте может быть связана еще и с тем, что сейчас больницы переходят на закупки более крупных упаковок, отметил директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. «Они закупают упаковки не по десять таблеток, а по сто, из-за этого может происходить перераспределение в упаковках, а в количестве доз, возможно, падение не так сильно выражено», — предполагает эксперт.
Ситуация выравнивается, но позитива недостаточно
В целом по сравнению с прошлым годом наблюдается улучшение ситуации, считает Беспалов. У него другие оперативные данные по итогам первого полугодия, правда, только в коммерческом сегменте. Здесь RNC Pharma заметила шестипроцентный рост в деньгах, снижение в упаковках — лишь на 1%. По сравнению с прошлогодним падением рынка на 7–8% позитивная тенденция налицо, говорит он.
«Ситуация на рынке стабилизируется: стабилизируются цены на препараты и следом — спрос. Хотя пока нельзя ожидать, что спрос начнет расти, потому что доходы населения не растут, уже можно сказать, что нащупано дно, на котором можно нормально работать, без потрясений», — отмечает аналитик.
Правда, добавляет он, такого умеренного позитива пока недостаточно, чтобы рассчитывать на серьезный рост и развитие бизнеса: у аптек уже накопилось достаточно проблем, связанных с долговой нагрузкой, нереализованным товаром из-за снижения спроса в прошлом году.
Гендиректор аптеки «Ригла» Александр Филиппов не соглашается с тем, что рынок стабилизировался. «Цифры DSM очень похожи на ту динамику, которую мы видим у себя», — говорит он. Из-за кризиса произошла полная смена потребительского поведения: покупатели предпочитают более дешевые аналоги, от части ассортимента просто отказываются, ищут товары со скидкой.
Бизнес должен подстроиться, говорит он, прежде всего сменить ассортимент в соответствии с новыми запросами клиентов. Количество аптек в целом по стране уже не растет, отмечает он, хотя отдельные сети развиваются. До конца года не исключен переход рынка к умеренному росту, полагает он, благодаря сезонности: второе полугодие всегда традиционно сильнее.