Индия планирует объединить 13 национальных нефтяных компаний в единую корпорацию. Как сообщает индийское издание The Economic Times со ссылкой на источники в кабинете министров, в правительстве начались консультации по этому вопросу. Министерство нефти оценивает перспективы создания госкорпорации, в которую войдут лидер индийской нефтедобычи ONGC, крупнейший переработчик Indian Oil Corporation, а также такие компании, как Bharat Petroleum Corporation, Hindustan Petroleum, GAIL, Mangalore Refinery and Petrochemicals (MRPL), Chennai Petroleum, Numaligarh Refinery и Oil India. Еще три компании не называются.
Идея создания нефтяного сверхгиганта уже обсуждалась властями Индии в 2005 году, однако комитет, оценивающий перспективы слияния, счел, что на тот момент это было нецелесообразно.
Ожидается, что рыночная стоимость единой индийской мегакорпорации превысит стоимость российской «Роснефти».
В понедельник капитализация российской госкомпании на Лондонской фондовой бирже составила $54,528 млрд. «Роснефть» на сегодняшний день самая дорогая компания России. На втором месте «Газпром» ($51,247 млрд), на третьем — Сбербанк ($47,729 млрд).
Совокупная рыночная стоимость восьми из девяти названных индийских компаний (Numaligarh на бирже не торгуется) сейчас составляет около $54,08 млрд.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что объединение индийских компаний во многом вызвано соглашениями, к которым пришли игроки из Индии с «Роснефтью».
«Роснефть» и консорциум в составе Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources в марте заключили соглашение об основных условиях приобретения индийцами 23,9% «Ванкорнефти». Эта структура «Роснефти» владеет лицензией на Ванкорское месторождение (крупнейшее из открытых в России и введенных в эксплуатацию за последние 25 лет, его запасы оцениваются примерно в 500 млн тонн нефти и конденсата). Сумма будущей сделки пока не раскрывается.
Еще 26% должна получить ONGC. Сделка по приобретению 15% «Ванкорнефти» уже была закрыта в конце мая, ее сумма составила $1,27 млрд.
Кроме того, Oil India, Indian Oil и Bharat Petroresources должны получить 29,9% в «Таас-Юрях Нефтегазодобыче» (ТЮН), владеющей лицензией на участки недр с запасами в 167 млн тонн жидких углеводородов и 180 млрд кубометров газа. Кстати, акционером ТЮН также является британская ВР, владеющая 20%.
Танкаев указывает, что для участия в этих проектах индийским инвесторам понадобятся крупные вложения, и средства нужно консолидировать, для чего и проводится объединение компаний.
Однако после создания мегакорпорации под контролем одного игрока окажется почти 50% «Ванкорнефти». «Это значительно укрепит позиции индийцев в совете директоров компании и в управлении Ванкорским проектом», — комментирует партнер компании RusEnergy Михаил Крутихин.
Как рассказали «Газете.Ru» в «Роснефти», после закрытия сделки представители консорциума войдут в состав совета директоров АО «Ванкорнефть». «При этом «Роснефть» сохранит за собой мажоритарную долю в проекте, большинство в совете директоров АО «Ванкорнефть», контроль над операционной деятельностью общества, а также 100-процентный контроль над общей инфраструктурой кластера (включая нефтепровод Ванкор – Пурпе), которая в результате реорганизации АО «Ванкорнефть» была передана в управление компании-оператору ООО «РН-Ванкор», — отметили в российской компании.
Кстати, может оказаться, что участие в Ванкорском проекте не даст Индии крупных объемов нефти. Крутихин указывает, что Ванкор с точки зрения логистики — наиболее логичная ресурсная база для поставок нефти в Китай. Кроме того, ванкорская нефть по составу наиболее близка к нефти сорта ESPO, поставляющейся в КНР по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан.
У Индии достаточно сложное положение в плане нефти. Собственные запасы страны составляют около 800 млн тонн (оценка ВР на июнь 2016 года). При этом, как отмечает Рустам Танкаев, добыча в Индии падает и открытия новых месторождений ожидать не приходится.
По словам эксперта, сейчас потребление нефтепродуктов на душу населения в Индии составляет около 0,14 тонны в год. В среднем по миру этот показатель на уровне около 1 тонны. Но, например, в соседних с Индией Японии и Южной Корее — уже 2 тонны.
«Потребление нефтепродуктов в Индии растет быстрыми темпами, и в ближайшие годы следует ожидать его роста примерно в 15 раз, — предупреждает Танкаев. — При этом уже сейчас собственная добыча страны обеспечивает лишь около 20% потребления».
По оценкам Агентства энергетической информации минэнерго США, общий объем потребления жидких углеводородов в стране составил примерно 4 млн баррелей в сутки при собственном производстве в 1 млн баррелей.
Индия является четвертым по объемам импортером нефти в мире (после США, Китая и Японии). При этом сами индийцы ожидают, что к 2040 году они займут как минимум вторую позицию. Большую часть индийского нефтяного импорта (58%) обеспечивают страны Ближнего Востока, хотя также сырье поставляется из стран Африки и Латинской Америки.
В ответ на растущую зависимость Индии от импорта нефти планируется увеличить первый стратегический нефтяной резерв страны (SPR). Первая фаза SPR Индии включает в себя три хранилища (Visakhapatnam, Mangalore и Padur) на юге Индии объемом 39,1 млн баррелей сырой нефти. Хранилище Visakhapatnam на восточном побережье начали заполнять летом 2014-го. Остальные два хранилища планируют заполнить к концу 2016 года.
Конечная цель Индии — иметь стратегические запасы, которые будут обеспечивать 90 дней чистого покрытия импорта. Индийское правительство планирует добавить еще 91 млн баррелей мощности SPR на втором этапе к 2020 году.