Киргизская авиакомпания Air Kyrgyzstan и казахстанский авиаперевозчик SCAT не будут выполнять пассажирские рейсы в подмосковный аэропорт Жуковский до конца весенне-летнего расписания. Они были единственными пассажирскими авиакомпаниями, с которыми новому аэропорту удалось достичь договоренности о выполнении рейсов.
Оба авиаперевозчика предпочли летать в аэропорт Домодедово в текущем весенне-летнем сезоне.
В настоящее время Air Kyrgyzstan не выполняет рейсы из Бишкека и Оша в Москву. Первый ближайший рейс из Бишкека в Москву компания выполнит 9 августа, он приземлится в аэропорту Домодедово. Рейсов из Оша в Москву в текущем летном сезоне не будет, сообщили «Газете.Ru» в представительстве авиакомпании. До конца весенне-летнего сезона (конец октября) в расписании Air Kyrgyzstan нет ни одного рейса в аэропорт Жуковский.
В расписании казахстанского авиаперевозчика SCAT также нет ни одного рейса в аэропорт Жуковский до конца октября 2016 года. Расписание на осенне-зимний период еще не опубликовано.
Отсутствие пассажирских рейсов в Жуковском связано с тем, что Минтранс присвоил Жуковскому статус регионального, а не московского аэропорта (как у Шереметьево, Домодедово, Внуково), пояснили «Газете.Ru» в Жуковском.
«В связи с изменением статуса данным авиакомпаниям сейчас требуется пройти ряд дополнительных процедур, поэтому предварительную дату полетов пришлось перенести», — сообщил представитель аэропорта Жуковский.
Это подтвердил председатель правления Air Kyrgyzstan Жолдош Бектурганов. «Так как это не московский аэропорт, необходимо провести согласования между авиационными властями двух стран, заключить межправсоглашения, помимо этого, будет проведен внутриреспубликанский тендер на выполнение полетов в Жуковский. В общей сумме это займет около двух месяцев», — отметил Бектурганов в разговоре с «Газетой.Ru».
Он добавил, что расписание до конца октября уже сформировано и авиакомпания в текущем сезоне не будет осуществлять рейсы в Жуковский.
«У нас есть в планах летать туда, переговоры продолжаются, но, прежде чем начинать полеты, необходимо проводить совместную рекламную акцию, объяснять пассажирам, как добраться до Москвы из аэропорта», — пояснил Бектурганов.
В SCAT не смогли предоставить оперативный комментарий, уточнив, что на 21 июля запланировано совещание, на котором будет обсуждаться вопрос возможных полетов в Жуковский.
Ранее в «Ростехе» (владеет 25% компании — оператора аэропорта «Рампорт Аэро») заявляли, что Air Kyrgyzstan будет осуществлять восемь рейсов в неделю в Бишкек и Ош, а SCAT — 12 еженедельных рейсов в Шымкент, Актобе, Актау и Астану.
Первый пассажирский рейс был запланирован на 20 июня, его должна была выполнить авиакомпания Air Kyrgyzstan. Но он не состоялся.
Позднее «Рампорт Аэро» сообщал о возможном открытии рейсов в Казахстан в июле, но и в июле Жуковский не принял ни одного пассажирского самолета.
Первый этап строительства аэропорта Жуковский был завершен в текущем году. Был возведен пассажирский терминал площадью 17 тыс. кв. м с пропускной способностью до 2 млн человек в год. Инвесторы вложили в аэропорт около 1,8 млрд руб.
Аэропорт в Жуковском управляется компанией «Рампорт Аэро», созданной в 2014 году после проведения конкурса на выбор инвестора. 75% + 1 акция компании принадлежит литовской Avia Solutions, 25% — у транспортно-выставочного комплекса «Россия» (структура «Ростеха»).
Официальная церемония открытия аэропорта Жуковский должна была состояться в середине марта, но потом срок был перенесен на 30 мая. На церемонии присутствовали премьер-министр Дмитрий Медведев, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр транспорта Максим Соколов, вице-премьер Дмитрий Рогозин, а также представители «Ростеха» — президент госкорпорации Виктор Чемезов и его заместитель Дмитрий Шугаев. В тот же день было подписано соглашение с двумя российскими грузовыми авиакомпаниями «Скай Гейтс Эйрлайнс» и «Авиастар-ТУ».
Рассматривала возможность полетов из Жуковского также российская авиакомпания «Уральские авиалинии», но межведомственная комиссия при Минтрансе отказала ей в выдаче допусков на выполнение регулярных рейсов из Жуковского в города Киргизии и Таджикистана (Ош, Бишкек, Душанбе и Худжанд). Росавиация не уточнила причину отказа в выдаче допусков.
«Потенциально статус регионального аэропорта дает возможность авиакомпаниям обойти межправсоглашения, которые закрепляют точное количество рейсов за определенной авиакомпанией на маршруте из Москвы. Этим аэропорт может привлечь новых перевозчиков», — пояснил авиационный эксперт Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. По его словам, для пассажиров среднеазиатских авиакомпаний Москва является конечным пунктом. Удаленность аэропорта Жуковский от Москвы, а также его недостаточная транспортная доступность не должны отпугнуть клиентов этих авиакомпаний при выборе аэропорта, считает он.
Основным сдерживающим фактором развития аэропорта в Жуковском, помимо общего переизбытка терминальных мощностей в Москве, эксперты называют неразвитую инфраструктуру вокруг аэропорта, которая уступает по транспортной доступности другим трем аэропортам Московского авиаузла. Чтобы доехать до Жуковского, пассажирам придется сначала воспользоваться электричкой до железнодорожной станции Отдых и оттуда ехать на специальных автобусах до аэропорта. Во время церемонии открытия губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал, что осенью 2016 года от Казанского вокзала запустят туда экспресс-поезда типа «Спутник», которые будут следовать с учащенным интервалом.
Неразвитыми по сравнению с автомобильными трассами, ведущими к другим московским аэропортам, можно назвать и автодороги, по которым предлагается добираться до Жуковского из Москвы. На многих участках Новорязанского шоссе ведутся ремонтные работы, а Быковское и Жуковское шоссе представляют собой двухполосную автомобильную дорогу не лучшего качества с редкими указателями на аэропорт.