Стоимость авиабилетов из России на турецкие курорты подскочила до рекордных значений. Из-за снятия запрета на продажу туров в Турцию спрос существенно превысил предложение. Цена прямого авиаперелета в эконом-классе из Москвы в Анталью с вылетом и прилетом в июле колеблется в диапазоне от 45 тыс. до 85 тыс. руб. на рейсы авиакомпаний «Аэрофлот» либо Turkish Airlines.
Загрузка прямых рейсов в Анталью приближается к 100%: на некоторых рейсах остались лишь несколько свободных мест в бизнес-классе, эконом-класс полностью выкуплен. Например, улететь из Москвы в Анталью с 17 по 23 июля на рейсе «Аэрофлота» можно лишь по самому дорогому тарифу в бизнес-классе – по 179,1 тыс. руб. за человека.
За ту же стоимость можно приобрести билеты из Москвы в Индонезию, Таиланд, на Кубу и даже в Бразилию.
Так, цена авиаперелета из Москвы на Бали начинается от 38 тыс. руб. В Бангкок можно слетать за 50 тыс. руб., а если лететь с пересадкой в странах Аравийского полуострова, то в наличии имеются и билеты по 30–35 тыс. руб. Слетать в Гавану можно за 40–50 тыс. руб., а в бразильский Сан-Паулу — за 70 тыс. руб.
Поисковые системы также фиксируют существенный рост цен на авиабилеты в Турцию.
По данным поискового сервиса Aviasales, средний чек на билеты (и прямые, и с пересадкой) из Москвы в Анталью подорожал почти в два раза.
Если средняя стоимость билета на рейс Москва — Анталья в июле 2015 года, по данным Aviasales, составляла 20 327 руб., то в июле 2016 года средний чек поднялся к 38 290 руб. Подорожал и средний чек из других российских городов: по данным сервиса Biletix, на направлении Санкт-Петербург — Анталья средний чек вырос на 26%, с 19 165 до 24 318 руб., на направлении Екатеринбург — Анталья — на 30%, с 20 142 до 26 235 руб.
При этом наибольший спрос формируют именно жители Москвы: по данным сервиса Tutu.ru, количество запросов на перелеты из Санкт-Петербурга в Анталью сократилось в два раза.
Причина такого взрывного роста спроса и цен на билеты в Турцию заключается в снятии запрета на продажу организованных туров в эту страну. Билеты по минимальным тарифным категориям были быстро выкуплены и в наличии остались только билеты по наиболее дорогим подкатегориям эконом-класса, а также в бизнес-класс.
Большую часть спроса сформировали туроператоры, которые начали продажи турпакетов на базе билетов на регулярных рейсах, поскольку организовать чартерную авиаперевозку в Турцию они не вправе: до сих пор отсутствует разрешение со стороны Росавиации на выполнение чартерных рейсов из России в Турцию.
30 июня президент подписал изменения в список санкций против Турции, которые исключали из перечня пункт о запрете организации туристических поездок для россиян в эту страну. На следующий же день несколько крупнейших российских туроператоров: Tez Tour, «Пегас Туристик» и Anex Tour — открыли продажи туров в Турцию, при этом Anex Tour формировал турпутевки на базе чартерной перевозки, на тот момент официально не разрешенной. В компании заявляли, что надеются, что в течение недели все разрешения будут выданы.
Первый чартерный рейс на бортах авиакомпании Azur Air был запланирован на 7 июля, но разрешение на чартерное авиасообщение так и не появилось. В результате рейс не состоялся, туроператор начал в срочном порядке пересаживать туристов, забронировавших туры в Турцию, либо на другие, регулярные рейсы, либо на другие альтернативные направления, в частности Тунис. 8 июля премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам проработать вопрос о возобновлении чартерного авиасообщения.
Переговоры о возобновлении чартерного авиасообщения между представителями России и Турции состоятся 14 июля.
В настоящее время туроператоры вынуждены продавать места на регулярные рейсы, что приводит к быстрой заполняемости рейсов и подстегивает рост цен на билеты. Один из туроператоров, «Библио-глобус», полностью зафрахтовал регулярный рейс авиакомпании «Россия» («дочка» «Аэрофлота»), которая имеет допуск к выполнению регулярных рейсов по маршруту Москва — Анталья и Санкт-Петербург — Анталья. Билетов в свободной продаже на эти рейсы нет. Другие туроператоры формируют турпакеты без включения в стоимость авиаперелета, цена которого запрашивается отдельно.
«Еще несколько недель назад в продаже имелись билеты на регулярные рейсы в Анталью по минимальным тарифам. Но после снятия запрета билеты по 15 тыс. руб. разлетелись как горячие пирожки. Остались в наличии либо улучшенный эконом, либо бизнес. И даже на них будет спрос: никуда не делась та категория туристов, которые и до снятия запрета летали в Турцию. Это люди, которые имеют бизнес-связи, являются владельцами недвижимости», — пояснила в разговоре с «Газетой.Ru» директор по маркетингу сети турагентств «1001Тур» Мария Конабеева.
В продаже имеются авиабилеты на турецкие курорты по более низким ценам, но эти перелеты осуществляются в пересадкой в таких городах, как Стамбул либо Анкара.
Так, стоимость таких билетов с вылетом из Москвы и прилетом в Анталью в июле колеблется от 22 тыс. до 30 тыс. руб. Но для многих туристов именно близость Турции и короткий перелет являлись определяющими факторами при выборе курорта. «Турция — это в основном семейное направление. Туристы выбираются с детьми, и для них перелет со стыковкой, которая может предполагать до четырех-пяти часов ожидания в аэропорту, не очень удобен», — уточняет Конабеева.
По ее словам, фактор короткого перелета длительностью до четырех часов является определяющим для 20% туристов.
Конабеева отмечает, что из-за высокой стоимости перелета уже наметилась тенденция, когда туристы либо предпочитают сдвинуть сроки отпуска в Турции на более поздние даты, либо выбирают альтернативные направления — Кипр или Тунис.