Brexit поставил под удар британскую электроэнергетическую отрасль, которая нуждается в масштабных инвестициях для обновления электрогенерирующих объектов. Объем необходимых финансовых вливаний в электроэнергетику Великобритании оценивается в £100 млрд ($132 млрд), пишет Bloomberg.
В ближайшее десятилетие в Великобритании планируют закрыть более 10 электростанций с устаревшим оборудованием. В 2016 году ожидается остановка объектов, генерирующих 7 тыс. МВт, что равняется 11% всего электропотребления в Великобритании.
Им на замену, как предполагалось ранее, должны были прийти новые, более экологически безопасные электрогенерирующие станции, в первую очередь — объекты ветровой и атомной электрогенерации.
Но теперь из-за выхода Великобритании из Евросоюза привлечь инвестиции на их строительство «будет более трудным процессом», полагает исполнительный директор Международного энергетического агентства Фатих Бирол.
Его слова находят подтверждение в заявлениях ряда инвестиционных компаний, работавших на британском рынке электроэнергетики. Vattenfall AB, которая планировала инвестировать £5,5 млрд в ветровую электростанцию у восточного побережья Англии мощностью 1800 МВт, сообщила, что планирует заново оценить риски работы в Великобритании. Выход Великобритании из ЕС несет большой риск для отрасли в течение определенного времени. О каком периоде идет речь, представитель Vattenfall не стал уточнять.
Инвестиционная PensionDanmark A/S и вовсе заявила, что вряд ли будет интересоваться новыми сделками на электроэнергетическом рынке в случае выхода Великобритании из Евросоюза.
В первую очередь инвестиций могут не досчитаться проекты по строительству ветровых электростанций, предположил председатель производителя ветрогенерирующих турбин Vestas Берт Нордберг.
Некоторые европейские финансовые институты могут сократить инвестиции в энергетические проекты Великобритании. Так, Европейский инвестиционный банк, базирующийся в Люксембурге, за последние восемь лет вложил €42 млрд в британские проекты, в том числе €3,8 млрд только в 2015 году пошли на проекты, связанные с борьбой с изменением климата.
«Значительная часть из них была направлена на развитие прибрежной ветрогенерации, включая проект Galloper и создание линий передачи», — отметил представитель Европейского инвестиционного банка Ричард Уиллис.
«Наше участие в этом секторе в Великобритании теперь под угрозой. Возможно, оно будет сокращено».
Еще одним проектом, на котором скажется выход Великобритании из ЕС, может стать строительство атомной электростанции Hinkley Point, полагает отраслевой аналитик Bloomberg Элчин Маммадов. По экспертной оценке, электроэнергия, которая будет вырабатываться на этой электростанции, будет в два раза выше текущей рыночной цены на электроэнергию, вырабатываемую на газотурбинных и ветровых электростанциях. Введение в эксплуатацию атомной электростанции Hinkley Point подтолкнет вверх общестрановые средние цены на электричество. Одним из инвесторов проекта должна была выступать французская энергетическая компания EDF (Electricite de France).
«Hinkley Point теперь под вопросом. Если нынешнее правительство поддерживало сделку с EDF, то следующее правительство может начать задавать вопросы, нужна ли она нам. Это дорогой проект, и это проект Евросоюза», — отметил Маммадов.
«Люди, которые принимают решения, не любят неопределенность, особенно в экономической сфере, — отметил Бирол из Международного энергетического агентства в интервью Bloomberg. — Электроэнергетическая система Великобритании является одной из старейших в мире. Она быстро стареет, и мы должны вводить новые генераторы».
Неопределенность, созданная решением Великобритании выйти из ЕС, может замедлить принятие инвестиционных решений в течение ближайших двух или трех лет, полагает и глава энергетического направления в Norton Rose Fulbright Саймон Карри. «Великобритания не может просто взять и сказать: «Мы в устойчивом состоянии, и нам не нужно ничего строить, мы можем просто продолжать существовать как есть». Нам нужно больше инвестиций. И мы не можем делать паузу даже на два года», — пояснил Карри.