Израиль намерен экспортировать газ в Европу через территорию Турции. По словам израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху, это стало возможным благодаря соглашению о нормализации отношений с Турцией, которое было парафировано в понедельник и должно быть подписано во вторник.
«Речь идет об огромных цифрах», — цитирует главу израильского правительства РИА «Новости».
Отношения Турции и Израиля обострились в 2010 году, когда израильские войска перехватили так называемую «Флотилию свободы» (она же «Флотилия мира») — корабли с гуманитарным грузом, направленные на прорыв блокады сектора Газа. Отправка судов была организована при участии турецкой правозащитной организации «Свободная Газа». В ходе операции израильских морских пехотинцев погибло девять граждан Турции.
Что касается поставок газа из Израиля, то этот вопрос поднимался еще в конце 2015 года, когда обострились уже российско-турецкие отношения в связи со сбитым истребителем Су-24. 24 ноября российский бомбардировщик Су-24 был сбит турецким самолетом в 1 км от границы с Турцией, в сирийской Латакии. Турецкая сторона ранее не раз выносила России предупреждения о нарушении воздушного пространства в ходе военной операции в Сирии. Российская сторона с самого начала настаивала, что бомбардировщик не нарушал воздушного пространства Турции.
В понедельник же стало известно о том, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган извинился за сбитый российский самолет.
Такое заявление сделал пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков.
В 2015 году напряженность между Россией и Турцией привела к тому, что был фактически заморожен проект газопровода «Турецкий поток», по которому газ из России должен был поставляться в Турцию. Анкара при этом заявляла, что готова и сама отказаться от закупок российского газа, и начала переговоры с другими поставщиками, в том числе и с Израилем. Однако о транзитных поставках через Турцию в Евросоюз тогда речи не шло.
Основные экспортные надежды Израиля связаны с месторождением «Левиафан», первый этап освоения которого начался как раз на прошлой неделе. Оно располагается на израильском шельфе Средиземного моря. По запасам «Левиафана» оценки весьма сильно разнятся. Так, компания Noble Energy, занимающаяся разработкой месторождения, говорила о 450–620 млрд кубометров газа.
А вот Геологическая служба США полагает, что неразведанные, но технически извлекаемые запасы «Левиафана» достигают почти 3,5 трлн кубометров.
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев говорит, что, учитывая структуру собственного обеспечения Израиля, общий газовый баланс страны (даже с учетом «Левиафана») позволит экспортировать лишь около 10 млрд кубометров в год. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин дает другую оценку — около 15 млрд кубометров. Причем, по его словам, проще всего продавать эти объемы именно в саму Турцию, заменив объемы российского газа, поступающие по Трансбалканскому газопроводу.
Для сравнения, Россия поставляет в Европу ежегодно 150–160 млрд кубометров.
«Учитывая объемы, для «Газпрома» это не конкуренция, — комментирует зампред правления Локо-Банка Андрей Люшин. — Скорее просто решение точечных проблем европейских потребителей».
Впрочем, Еврокомиссия постоянно говорит о необходимости снижения энергетической зависимости от России и диверсификации газовых поставок. Таким образом, даже 10 млрд кубометров способны снизить долю «Газпрома» на европейских рынках.
Сами израильтяне еще в 2011 году заявляли о намерениях поставлять 16–17 млрд кубов в год. Кстати, в январе текущего года Израиль, Кипр и Греция провели переговоры о прокладке газопровода и договорились о создании трехстороннего комитета по изучению экономической целесообразности такой трубы. Ветка газопровода должна пройти из Израиля по кипрской территории и далее в Грецию, откуда уже израильский газ мог бы поступать в страны Европы. Биньямин Нетаньяху тогда назвал переговоры «историческими», по его словам, последний раз киприоты, греки и евреи сидели за столом переговоров 2000 лет назад.
Люшин говорит, что, если брать Турцию, поставки из Израиля могли бы идти через территорию Сирии и Ливана, однако проблема в том, что в Сирии идет война и когда она прекратится — сказать сложно. Альтернативой этому маршруту могла бы послужить транспортировка сжиженного газа через Средиземное море для использования в странах Южной Европы. «Это более дорогой маршрут, зато он никак не привязан к местам ведения военных действий в транзитных государствах», — уточняет Люшин.
По словам Рустама Танкаева, транспортировка вообще проблемой не является. «Во-первых, в Средиземном море проложено уже достаточно много труб, но главное, что при желании такие морские трубопроводы строятся всего за несколько месяцев», — поясняет эксперт.
Проблема в другом — не факт, что экспорт израильского газа вообще начнется.
Дело в том, что, как указывает Танкаев, в Израиле существует достаточно сильное лобби политиков-консерваторов, которые считают недопустимым продажу израильских ресурсов. По их мнению, запасы полезных ископаемых должны быть направлены исключительно на обеспечение нужд самого Израиля. На другой чаше весов — экономическая выгода от экспортных поставок. И что перевесит, сейчас сказать сложно.