Референдум Великобритании по выходу из Евросоюза завершился победой сторонников Brexit. За выход из ЕС проголосовали 51,9% избирателей, сторонники членства в ЕС оказались в меньшинстве, набрав 48,1% голосов.
Следующим шагом станет инициация выхода Великобритании из ЕС. Сделать это должен британский премьер, но Дэвид Кэмерон объявил о своей отставке после оглашения официальных результатов референдума.
Пойти на попятную вряд ли удастся. Заблокировать выход из ЕС могла бы палата общин, но это возможно в случае низкой явки избирателей на участки. В случае с референдумом явка составила 72% — самый высокий показатель для Великобритании за более чем два десятилетия.
Неожиданный исход
Результаты референдума для многих стали шоком. То, что голоса распределятся практически в паритете, предсказывали многие опросы, но в день перед референдумом и во время проведения голосования телефонные опросы демонстрировали преобладание сторонников членства в ЕС, среди которых было множество деятелей политики, экономики и культуры.
После закрытия избирательных участков в 22.00 по лондонскому времени большинство опросов свидетельствовали об отрыве, хоть и небольшом, приверженцев Евросоюза: 52% — за членство в ЕС, 48% — за выход из союза, сообщала служба опросов YouGov.
Некоторые ярые поклонники Brexit даже признавали свое поражение, не дождавшись официальных результатов референдума: так, Найджел Фарадж, лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP), один из главных евроскептиков страны, написал в твиттере, что, по его ощущениям, побеждают сторонники членства в ЕС.
Чем были недовольны сторонники Brexit?
Основные претензии к членству в Евросоюзе сводились к тому, что Великобритания частично утратила суверенитет в принятии ряда решений. Влиять на действия Еврокомиссии, исполнительного органа ЕС, британские избиратели, парламент либо представители других органов власти могли только опосредованно.
Главный довод сторонников Brexit заключался в том, что Брюссель фактически контролировал экономическую и социальную политику Великобритании, даже если та была с его решениями не согласна.
Как член ЕС Великобритания была вынуждена подчиняться торговым и экономическим ограничениям, одобренным в Брюсселе. Европейское законодательство имело приоритет над британским, в частности полномочия Европейской комиссии в сфере конкуренции и антимонопольного законодательства довлели над национальными институтами.
Министр юстиции Великобритании Майкл Гоув подсчитал, что из-за этого британская экономика еженедельно теряла около 600 млн фунтов стерлингов.
Традиционным пунктом в списке претензий к ЕС значилась и необходимость Великобритании делать ежегодные отчисления в бюджет Евросоюза, которые оцениваются в 13 млрд фунтов стерлингов ($19 млрд).
Приверженцы выхода из ЕС уверены — эти деньги следовало бы распределять согласно мнению местных органов исполнительной власти, а не по указке брюссельских парламентариев, которые не отчитываются перед британскими избирателями.
Недовольство евроскептиков усилилось после прошлогоднего всплеска миграционных потоков, которые шли через территорию континентального Евросоюза и оседали в наиболее благополучных странах — Германии, Франции, Бельгии и Великобритании. Бывший мэр Лондона Борис Джонсон, один из ярых сторонников Brexit, предупреждал, что членство Великобритании в ЕС ставит под вопрос возможность страны хоть как-то контролировать миграцию. Найджел Фарадж и вовсе обвинял Брюссель в «привлечении террористов», отмечая, что из-за членства в ЕС в Великобритании значительно снизился уровень безопасности.
Инвесторы боятся неопределенности
Волатильность мировых рынков усилилась еще до проведения референдума. Но за пару дней до 23 июня инвесторы были обнадежены данными соцопросов, показывающих, что большинство выступает за членство в ЕС. В день референдума курс британской национальной валюты даже достиг максимума с начала текущего года, преодолев отметку в $1,5.
Но после объявления официальных результатов инвесторы ринулись распродавать активы, которые могут пострадать в результате выхода. Британский фунт подешевел на 11% в пятницу, до $1,32, опустившись до тридцатилетних минимумов.
Позднее британская национальная валюта несколько отыграла падение, подорожав до $1,38. Но все равно остается на семилетних минимумах.
Аналитики прогнозируют дальнейшее снижение котировок британской валюты. «Фунт подешевеет к основным валютам на 10–15%. В среднесрочной перспективе Британия потеряет несколько процентных пунктов роста ВВП и т.п. Для Британии явных экономических выгод нет, победил популизм», — заключает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
Brexit обвалил фондовые рынки Европы до минимума с 2008 года.
Cводный индекс крупнейших предприятий региона Stoxx Europe 600 упал на 7%, британский фондовый индекс FTSE 100 — на 3,2%, а немецкий DAX — на 6,8%. Кроме того, упал швейцарский Swiss Market Index — на 3,4%, а также французский CAC 40 — на 8%. При этом объем торгов на европейских биржах вырос почти в четыре раза по сравнению со средним показателем за 30 дней.
Нефть и золото
Опустились и котировки нефтяных фьючерсов. Цена барреля североморской нефти Brent, к которой привязана стоимость российской Urals, к 20.45 мск на межконтинентальной бирже ICE в Лондоне составила $48,73 (-4,27%). По мнению аналитиков, результаты референдума являются спекулятивным фактором и могут оказать только кратковременное влияние на нефтяной рынок.
«Если с самого начала падение достигало примерно 7% и цена барреля опускалась до $47,5, то уже сейчас мы видим коррекцию вверх, — указывает Андрей Полищук из Райффайзенбанка. — Так что опасаться серьезного обвала нефтяных цен не стоит».
Но если смотреть шире, то выход Великобритании из ЕС подтолкнет инвесторов искать «безопасное убежище» для своих активов. Таковым традиционно считается американский доллар. Это ударит по ценам на сырьевых рынках, которые в основном номинируются в долларах. «Чем крепче американская валюта, тем дешевле нефть, так как нефтяные контракты номинируются именно в долларах, что, впрочем, относится и к другим commodities», — пояснил аналитик ИК «Атон» Александр Корнилов.
Золото, которое также считается защитным активом у инвесторов, тоже отреагировало на сообщения о результатах референдума. На новостях о Вrexit оно пошло вверх, подорожав более чем на 8%, до $1358,54 за унцию. Это максимальная цена с марта 2014 года.
Но позднее цена скорректировалась до $1318,75. «Учитывая потенциальную волатильность на рынках, вызванную возможным выходом из состава Соединенного Королевства Шотландии и Северной Ирландии, золото как минимум будет сохранять высокую цену, а возможно — будет дорожать и дальше», — предполагает старший аналитик ИК «Атон» Андрей Лобазов.
Золото росло на протяжении последних двух недель, обращает внимание Андрей Третельников из ТКС Partners. «Не исключен рост до $1350, однако мы расцениваем это как спекулятивную игру, после которой вероятна коррекция вниз, — говорит аналитик. — Фундаментально отношение инвесторов к золоту вряд ли изменится, особенно учитывая, что Центробанк Великобритании пообещал в случае необходимости поддержать ликвидность банковского сектора. Таким образом, серьезных рисков для финансовой системы нет».
Цена билета на выход
За выход из Евросоюза придется заплатить. В апреле текущего года британский минфин опубликовал доклад о том, каких последствий стоит ожидать в случае выхода Великобритании из ЕС.
Так, эксперты посчитали, что в случае выхода из ЕС падение ВВП Великобритании может составить от 3,4 до 9,5% текущего размера к 2030 году. В пересчете на душу населения это составит от £1 тыс. до £2,7 тыс. Падение налоговых доходов составит в целом от £20 млрд до £45 млрд в год, отмечали эксперты.
Выход Великобритании из Евросоюза негативно скажется и на всей европейской экономике, так как для ЕС это означает потерю части налогов и изменения в области регулирования финансовых рынков. «Именно Лондон был финансовым сердцем Евросоюза, а финансовый сектор Великобритании последние десятилетия играл одну из определяющих ролей в европейской экономике», — поясняет главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.
Для многих российских компаний Великобритания являлась крупным финансовым центром, своего рода поставщиком инфраструктуры для финансовых операций.
«Великобритания является частью международного финансового сообщества. Если Британия выйдет, могут произойти перебои, которые вызовут пагубные последствия, по крайней мере краткосрочные», — отмечал российский миллиардер Алексей Мордашов, владелец сталелитейной «Северстали» и золотодобывающей Nordgold, в интервью Bloomberg на прошлой неделе.
Главное, что ждет рынки после Brexit, — это нестабильность и тревога, «которые, как правило, вредны для делового климата». Торговые отношения сохранятся, но юридические аспекты потребуют времени для их решения. «Потребуется время, чтобы перетасовать все торговые соглашения, законы, финансовые положения, чтобы принять новую реальность Великобритании», — предупреждал Мордашов.
Именно о неясности последствий Brexit говорят и в российских банках. «Последствия пока неясны. Поскольку непонятны договоренности при «разводе».
Многое зависит от возможности сохранить преференции по торговле и, главное, для финансового рынка», — отмечает Цепляева из Сбербанка. По ее словам, эти условия выхода будут, скорее всего, понятны только к концу 2016 года.
Пострадает ли Россия?
Решение британцев покинуть Евросоюз скажется и на России. Выход Великобритании из ЕС не несет прямых рисков для России, уверены в Центробанке. Главный риск — нестабильность рынков, для работы с которым у ЦБ есть «необходимый набор инструментов», отметил регулятор.
В Минфине добавляют, что Brexit опасен именно волатильностью, которая будет на «порядок меньше, чем та, через которую мы прошли, поэтому на внутреннюю экономическую динамику влияние этого события будет ограничено». «Для России это [Brexit] означает падение нефти, ослабление рубля, рост волатильности финансовых рынков», — уверен глава Минфина Антон Силуанов.
ЕС — крупнейший партнер России в области торговли, инвестиций и экономических связей, и проблемы Евросоюза косвенно отразятся и на России, заключает Тихомиров из БКС.
В числе наиболее уязвимых компаний, которые могут пострадать от выхода Великобритании из ЕС, значится российская госкомпания «Газпром», сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на аналитический доклад инвестбанка JP Morgan, а также аналитиков финансовых компаний. Аналитики инвестбанка отмечают, что до 70% выручки российской госкомпании приходится на европейский рынок, а значит, прогнозы по выручке строятся на тех данных, которые были актуальны до референдума.
Brexit может повлиять на планы российских компаний продолжать проводить операции через финансовые центры Великобритании.
«С выходом Великобритании из ЕС Лондон может начать угасать как финансовый центр, — рассказал генеральный директор золотодобывающей Nordgold Николай Зеленский. — Brexit может стать поводом изучить альтернативные площадки для размещения. Например, биржа Торонто является одним из центров для горнодобывающей отрасли. Мы сохраняем планы завершить смену юрисдикции с голландской на британскую, но говорить о перспективах размещения на той или иной площадке пока что рано. Brexit — событие непонятное и беспрецедентное, надо изучать юридические нюансы».
Из-за укрепившегося доллара рубль на открытии торгов на Московской бирже подешевел сразу на 2,1 руб., до 65,95 руб. за $1 (данные на 10.00 мск пятницы). Евро укрепился на 0,03 руб., до 72,715 руб.
Есть и еще один риск — в период повышенной волатильности инвесторы выводят активы с развивающихся рынков, а это означает риск усиления оттока капитала из России, предупреждает главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик. Российские компании рискуют также столкнуться с увеличением стоимости заимствований на внешних рынках.
Но в долгосрочной перспективе есть и определенные выгоды: по словам аналитика, «финансовые потоки могут стать более дифференцированными, так как инвесторы начнут уделять больше внимания именно развивающимся рынкам».
Опасный прецедент
Главный глобальный риск, который возникает после решения Великобритании покинуть Евросоюз, связан с тем, что по ее пути могут пойти и другие страны — члены ЕС. «Евросоюз — третья экономика мира с очень сложной структурой, и все риски отражаются на отношении инвесторов к европейской валюте, — поясняет Цепляева из Сбербанка. — Поэтому если сейчас негатив можно считать умеренным, то в случае, если примеру Британии последуют другие страны, ситуация может в корне измениться».
Первая волна подобных заявлений уже пошла. Премьер-министр Шотландии, большинство избирателей которой проголосовали на референдуме за членство в ЕС, уже заявила, что Шотландия видит свое будущее в составе Евросоюза и планирует проведение собственного референдума — для того чтобы остаться в Европе. Призвал провести независимый референдум по этому вопросу и зампремьера Северной Ирландии, которая также склонялась к членству в ЕС, а не выходу из него.
Пока же Великобритания готовится к председательствованию в Евросоюзе: процесс выхода из ЕС займет около двух лет, а председательствовать нужно уже с 1 июля 2017 года.