«Евровидение» становится глобальным
«Евровидение-2016» уже 61-й по счету конкурс песни, который был придуман европейцами для культурного сплочения стран в послевоенный период. По ожиданиям организаторов в этом году число зрителей трех шоу (двух полуфиналов и финала) преодолеет отметку 200 млн человек, что делает конкурс одним из крупнейших неспортивных мероприятий мира. При этом конкурс все активнее выходит за изначально очерченные географические рамки, становясь межконтинентальным.
В трех шоу заявлены конкурсанты из 42 стран (больше участников — 43 — было зарегистрировано только дважды, в 2008 и 2011 годах), а их выступления будут транслироваться почти в 50 странах.
В этом году наравне с обычными конкурсантами выступает Австралия (в прошлом ей разрешили сразу стартовать в финале, как странам «большой пятерки»). Хотя организаторы еще не определились с тем, стоит ли давать австралийцам статус постоянного участия, уже ясно, что представлять конкурентные номера и следить за ходом «Евровидения» интересно и за пределами европейской вещательной зоны.
Так, впервые финал «Евровидения» будут официально транслировать на одном из кабельных каналов США — Logo TV.
В финальный вечер «Евровидения» на сцене стокгольмской Globe Arenas свой новый сингл представит американский исполнитель Джастин Тимберлейк, который должен подогреть интерес американцев к европейскому конкурсу.
Россия — щедрая душа
Впрочем, в финансовом плане «Евровидение-2016» может оказаться отнюдь не рекордным. Экономные шведы решили, в отличие от предшественников, не сильно тратиться на конкурс.
Окончательный счет будет объявлен после «Евровидения», но
организаторы поставили себе задачу потратить на конкурс не более 125 млн шведских крон (€13,3 млн, или $15,5 млн). Они будут пытаться организовать «Евровидение-2016» по бюджету конкурса 2013 года, прошедшего в шведском Мальмё, который в целом окупился.
До тройки самых расточительных стран — хозяек «Евровидения», России, Азербайджана и, как ни странно, Дании, шведам, конечно, далеко.
Прошедшее в Москве «Евровидение-2009», которое привезла в Россию победа песни «Believe» Димы Билана, было на тот момент самым дорогим конкурсом за всю историю его проведения.
Расходы на организацию шоу в российской столице составили около $40 млн, из которых на долю Первого канала пришлось около трети, заявлял генеральный директор канала Константин Эрнст. Остальные средства были выделены Европейским вещательным союзом (ЕВС), спонсорами, а также из федерального и московского бюджетов.
В эту сумму, как говорил Эрнст, «вошло все: от VIP-зала для прибывающих гостей и экскурсий по Москве до аренды в разных концах Европы проекционных экранов и покупки «пекинской» ПТС (передвижная телевизионная станция. — «Газета.Ru»). Расходы непосредственно на шоу не столь и велики».
Через несколько лет, в 2012 году, своим размахом поразил принимавший конкурс Азербайджан, официальные траты которого составили $64 млн.
В этой сумме не учитывались проекты по модернизации городской инфраструктуры и строительству дорог и «Бакинского кристального зала», стоимость которого оценивалась в $135–160 млн.
В 2014 году со второго места «денежного рейтинга» Москву подвинул Копенгаген, израсходовавший почти $57 млн, хотя изначально планировалось потратить втрое меньше. Основной статьей расходов стала модернизация музыкальной арены и города.
Непосильная денежная ноша
Иметь честь принимать «Евровидения» — удовольствие не из дешевых. В целом с каждым годом по мере развития технологий, появления нового оборудования, изменения стандартов проведения стоимость сметы увеличивается.
Взять хотя бы число дней трансляции. До 2004 года весь конкурс успевали показать за один день. После этого его стали делить на две части, а с 2008 года — уже на три, два полуфинала и «The Grand Final». Полуфиналы, как хотят считать организаторы, частично решили проблему «соседского голосования», но и повысили ценник на сам конкурс.
Если есть средства, то города выигравшей страны могут соревноваться за проведение международного шоу, поскольку конкурс сулит финансовые вложения в инфраструктуру, рекламные контракты, а заодно положительный PR городу-организатору и в целом стране.
Но есть и обратная точка зрения, в частности, среди тех, кто давно не выигрывал и/или даже не хотел бы выиграть. Например, маленькие и не очень обеспеченные государства, скорее, не рассчитывают на победу.
Им довольно своих трех (максимальная длина песни согласно правилам конкурса), а, если повезет, то и шести минут славы, если исполнитель пройдет в финал.
По такому принципу, например, выступает карликовое государство Сан-Марино, которое начало принимать участие в «Евровидении» с 2008 года. «Нам необходим туризм, нам нужно, чтобы о Сан-Марино говорили как можно больше людей, ведь многие не знают, где мы расположены и что вообще есть такая страна», — объясняла тогда свою позицию ее делегация.
Но уже в 2009–2010 годах это маленькое государство взяло паузу, отказавшись от участия в конкурсе по финансовым причинам, поскольку время в прайм-тайме, как и честь принимать конкурс, также небесплатное.
Помимо оплаты взноса на трансляцию участники должны провести отборочные конкурсы, вложиться в «производство» песни, оплатить командировку музыкантов и их сопровождающих.
Один вступительный взнос у страны из «большой пятерки» — основных спонсоров конкурса (Великобритании, Франции, Германии, Испании и Италии) — может достигать €350 тыс.
Что касается организационных расходов, то они сопоставимы с ежегодным взносом. Как сообщали ирландские СМИ, круглую сумму, а именно €254 тыс., пришлось заплатить местному телеканалу в 2012 году за трансфер и проживание двух исполнителей и 19 человек из их команды. Одни авиаперевозки с пересадкой (между Дублином и Баку не было прямых рейсов) обошлись в €16 тыс.
Взносы бывают настолько непосильными, что из-за этого даже вполне крупные страны могут отказываться от участия, как, например, в этом году сделала Португалия. А Румынию и вовсе отстранили от «Евровидения-2016» из-за долгов перед ЕВС в размере 16 млн швейцарских франков ($16,4 млн).
Кроме того, было несколько случаев, когда страны после победы отказывались принимать у себя конкурс, в частности, из-за отсутствия подходящих площадок и средств на их строительство. Так, например, поступили Монако и Люксембург.
Что будет, если победит российский исполнитель
В какую сумму может обойтись конкурс в случае второй победы России на «Евровидении» и где его могут провести, «Газета.Ru» спросила у представителей концертного бизнеса.
Площадок для того, чтобы принимать у себя конкурс, пока немного.
Хотя Москва уже принимала «Евровидение» и обладает готовой инфраструктурой, расходы могут остаться на уровне 2009 года, то есть около $40 млн, считает директор филиальной сети ИК QBF Владимир Пахомов. Одной из проблем он называет удаленность концертного зала «Олимпийский» от ближайших отелей и гостиниц с большим номерным фондом.
По мнению директора агентства Personal Booking Дениса Стингера, в случае победы стоимость проведения нового конкурса в Москве может быть «немногим больше уровня 2009 года», при этом шансы заполучить конкурс есть и у Санкт-Петербурга, в котором также есть необходимая инфраструктура.
«Могу предположить, что если конкурс пройдет в Санкт-Петербурге, то его стоимость может быть около 1,5 млрд руб., — считает эксперт.
— При этом в городе уже есть площадка для проведения конкурса такого масштаба — это СКК и «Юбилейный», на которых обычно проходят крупные музыкальные фестивали».
Предварительно же оценить точные расходы на проведение такого конкурса в России сложно, говорит Стингер, ведь обычно российские международные мероприятия — масштабные и дорогостоящие, как это было с зимней Олимпиадой или «Формулой-1».
Крым, вопреки противоречивым заявлениям, вряд ли сможет принять «Евровидение», причем препятствовать в основном будут экономические, а не политические причины.
«Во-первых, в Крыму нет площадок, которые могут принять такое масштабное мероприятие, а во-вторых, там будут проблемы с финансированием, и организаторам придется тратить бюджетные деньги», — объясняет Стингер.
Что касается средств, то здесь действительно надо вспомнить про санкции и кризис, в условиях которого проведение «Евровидения» может стать скорее роскошью, нежели необходимостью. Пока неясно, как санкционный режим повлияет на финансирование конкурса западными странами и ЕВС, поэтому рассчитывать стоит только на собственные средства.
«Можно предположить, что «большая пятерка» стран-участниц могла бы взять часть этих расходов на себя, как это часто бывает, но взаимные санкции могут исключить возможность такого сотрудничества», — рассуждает Пахомов.
К тому же, добавляет Стингер, финансовые возможности могут быть ограничены и со стороны западных спонсоров.
Если конкурс, вопреки ожиданиям российских болельщиков и большей части букмекеров, не завершится победой Сергея Лазарева или же политические мотивы будут препятствовать выступлению на «Евровидении» отечественных артистов, у России будет шанс все-таки заполучить себе конкурс подобного масштаба.
Австралийская телевизионная сеть SBS недавно анонсировала подписание эксклюзивного контракта с ЕВС, согласно которому австралийцы смогут проводить свою версию шоу — «Евровидение-Азия», — рассчитанную на Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР).
По задумке телевизионщиков в нем смогут принять участие до 20 стран АТР, а потенциальная аудитория оценивается более чем в 1 млрд человек. И интерес к азиатской версии европейского конкурса есть: с 2013 года трансляцию «Евровидения» ведет КНР. Первые два года он показывался в записи, а в 2015 году китайский телеканал Hunan TV впервые демонстрировал шоу в прямом эфире, что является одним из условий для участия в конкурсе.