Нефтяные цены в кратчайшие сроки смогли отыграть падение, вызванное провалом переговоров в катарской Дохе. Встреча лидеров нефтедобычи состоялась в воскресенье, ожидалось, что страны ОПЕК и ряд стран, не входящих в картель (в первую очередь Россия), примут решение о заморозке уровня производства. Это должно было сократить избыток предложения на нефтяном рынке и дать толчок вверх котировкам.
Точка баланса
Баррель североморской нефти Brent в прошлую пятницу стоил $43,1. После того как стало известно, что лидеры нефтяного рынка не смогли договориться о заморозке, в понедельник цена рухнула сразу до $41, однако уже к концу торгового дня падение было полностью отыграно.
А во вторник цена Brent уже превысила уровень пятницы и составила $43,27 за баррель.
Партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин указывает, что падение цен было чисто спекулятивным, а сейчас они вернулись к равновесному состоянию. «Существующая цена адекватна для текущего баланса спроса и предложения (по разным оценкам, избыток предложения на рынке составляет 1,5–1,8 млн баррелей в сутки. — «Газета.Ru»)», — комментирует эксперт.
Кстати, еще до встречи в Дохе эксперты высказывали мнение, что, даже если удастся договориться о заморозке, к изменению баланса спроса и предложения это не приведет — для этого нужно сокращать добычу.
Положительные факторы
Однако есть ряд факторов, которые поддерживают нефтяные цены и без которых котировки, вполне возможно, ушли бы вниз. В первую очередь это забастовка нефтяников в Кувейте, которые протестуют против урезания зарплат и сокращения соцпакета. Как сообщалось в конце прошлой недели, добыча нефти в Кувейте рухнула сразу на 1,7 млн баррелей в день и составила 1,1 млн баррелей.
«Кувейт сейчас — основной фактор. Выпадающая добыча страны — это именно те объемы, которые нужно убрать с рынка, чтобы он сбалансировался», — говорит аналитик банка «Уралсиб» Алексей Кокин.
Также нефть поддерживают данные из Китая, который вновь начал наращивать импорт сырой нефти. За первый квартал 2016 года Китай увеличил объем импорта нефти на 13%, до 91,1 млн т. Суточный объем импорта нефти составил 7,34 млн баррелей.
Китайский нефтяной гигант Sinopec заявляет, что КНР до конца года будет удерживать импорт на уровне около 7 млн баррелей в день. И хотя с заполнением нефтехранилищ в ближайшее время ожидается некоторое снижение спроса на нефть, по мере строительства новых емкостей во втором полугодии он вновь начнет расти.
Опасения и давление
С другой стороны, Россия уже заявила, что после провала переговоров в Дохе может начать наращивать производство нефти. Об этом во вторник заявил замглавы Минэнерго России Кирилл Молодцов. Это, в свою очередь, может увеличить избыток предложения и оказать дополнительное давление на цены.
Кстати, глава Министерства энергетики Александр Новак в понедельник уже говорил, что отказ от заморозки окажет негативное влияние на нефтяные цены. А сбалансируется рынок нефти, по мнению министра, лишь к середине 2017 года.
Несмотря на отскок цен вверх, Внешэкономбанк сохраняет прогноз по нефти на уровне $35 за баррель. Об этом заявил во вторник зампред ВЭБа Андрей Клепач.
Он указал, что ожидания по переговорам в Катаре были «сильно завышенные», даже если бы удалось достичь договоренности о заморозке добычи на уровне января: этот месяц был пиком производства для большинства стран, в том числе и России.
Что будет дальше
Одним из кратковременных драйверов нефтяных цен являются данные по запасам и добыче в Америке. Алексей Кокин говорит, что сейчас, согласно консенсус-прогнозу, запасы будут расти, что будет давить на цены, но при этом несколько снизится добыча, а это, в свою очередь, поддержит котировки.
«Также многое сейчас зависит от динамики производства нефти в странах Персидского залива», — указывает аналитик.
По прогнозу «Уралсиба», среднегодовая цена барреля составит в 2016 году $45, к концу года баррель будет стоит около $50.